DOI: 10.32691/2410-0935-2020-15-18-53
Аванесов С. С.
Информация об авторе:
Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теологии, директор НОЦ «Гуманитарная урбанистика». Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород. Россия.
Главный редактор научного журнала «Визуальная теология».
E-mail: iskiteam [at] yandex.ru (iskiteam[at]yandex[dot]ru)
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-011-00124
«Философская автобиография как метод антропологической навигации»
Аннотация . В статье анализируется автобиография знаменитого русского философа, богослова и учёного Павла Флоренского, а также те его тексты, которые сохраняют следы воспоминаний о прошлом. Согласно убеждению Флоренского, личная биография опирается на историю рода и продолжается в детях. Своим детям он и адресует собственную биографию. Воспоминания, основанные на дневниковых записях, оформлены как дневник памяти, то есть как материал для будущих воспоминаний. В автобиографии прошлое становится актуальным, превращается в разновидность настоящего времени. Прошлое, с точки зрения своей реализации в настоящем, получает осмысленность и значимость. Автор активен в отношении собственного прошлого, превращая его из набора разрозненных фактов в последовательность событий. Только с дистанции человек может видеть подлинный смысл таких событий. Поэтому философ помнит не столько обстоятельства своей жизни, сколько внутренние впечатления от встречи с реальностью. Наиболее сильные впечатления, формирующие личность, связаны с детством. Даже момент рождения может решающим образом повлиять на склад характера человека и круг его интересов. Именно в детстве закладываются основы мировоззрения личности. Флоренский не просто пишет воспоминания о себе, но и старается при этом анализировать проблемы времени и памяти. Человек погружён в течение времени, но способен перемещаться в прошлое благодаря памяти и в будущее благодаря вере. Автобиография никогда не может быть написана до конца, потому что её автор продолжает жить. Однако, достигая глубин жизни, он способен так выстроить свой путь, чтобы в конце этого пути соединиться с полнотой времён, с вечностью.
Ключевые слова : Флоренский, философия человека, автобиография, событие, путь жизни, время, вечность, забота о себе.
Библиография
Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Человек в норме. Новосибирск: Офсет, 2016. 352 с.
Аверин 2001 – Аверин Б. В. Воспоминание у Набокова и Флоренского // В. В. Набоков. Pro et contra. Антология. Том 2. Санкт-Петербург: Изд-во РХГИ, 2001. С. 485–498.
Длугач 1994 – Длугач Т. Б. Проблема времени в философии И. Канта и П. Флоренского // Кант и философия в России. Москва: Наука, 1994. С. 186–211.
Живов 2002 – Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. Москва: Языки славянской культуры, 2002. 760 с.
Иванов, Лакербай 2020 – Иванов Д. И., Лакербай Д. Л. Когнитивная гуманитарная семиотика: теоретический очерк. Иваново: ПресСто, 2020. 528 с.
Иоанн Златоуст 2001 – Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 7. Москва: Златоуст, 2001. 912 с.
Каграманов 1993 – Каграманов Ю. «Жизнь … дрожит полнотою» // Новый мир. 1993. № 3. С. 235–240.
Лосев 1998 - Лосев А. Ф. Пан // Мифология. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 424.
Набоков 2017 – Набоков В. В. Другие берега: Автобиография. Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2017. 382 с.
Ницше 1990 – Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского // Сочинения. В 2-х томах. Том 2. Москва: Мысль, 1990. С. 5–237.
Пастернак 2001 – Пастернак Б. Л. Я понял жизни цель. Москва: Эксмо-Пресс, 2001. 528 с.
Ремизов 1989 – Ремизов А. М. Огонь вещей. Москва: Советская Россия, 1989. 526 с.
Смирнов 2020 – Смирнов С. А. Мераб Мамардашвили. Топология мысли. Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. 388 с.
Соловьёв 1994 – Соловьёв В. С. Сочинения. Москва: Раритет, 1994. 448 с.
Торчинов 1986 – Торчинов Е. А. О психологических аспектах учения праджняпарамиты (на примере «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры») // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1986. С. 47–69.
Флоренский 1990а – ФлоренскийП .А . Столп и утверждение Истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Москва: Правда, 1990. XVI, 839 с.
Флоренский 1990б – ФлоренскийП .А . У водоразделов мысли. Москва: Правда, 1990. 448 с.
Флоренский 1992 – Флоренский П., свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание / Сост. игумена Андроника (Трубачёва), М. С. Трубачёвой, Т. В. Флоренской, П. В. Флоренского. Предисл., комм. игумена Андроника (Трубачёва). Москва: Московский рабочий, 1992. 560 с.
Флоренский 1993 – Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Москва: Прогресс, 1993. 324 с.
Флоренский 1994 – Флоренский П. А. [Автореферат] // Сочинения. В 4-х томах. Том 1. Москва: Мысль, 1994. С. 37–43.