DOI: 10.32691/2410-0935-2024-19-62-74
ГИЛЛ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Кандидат философских наук, доцент кафедры теологии, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Российская Федерация
E-mail: novsu.maximova [at] mail.ru (novsu[dot]maximova[at]mail[dot]ru)
В статье анализируется феномен традиционализма с помощью концепции онтологической недостаточности человека, которая была разработана на основе методологии синергийной антропологии С.С. Хоружего, в которой человек предстает как существо, трояко размыкающем себя: в онтологической, онтической и виртуальной топиках бытия. Концепция онтологической недостаточности описывает человека как онтологически раскрытую структуру. В культуре можно наблюдать различные проявления недостаточности и разные приемы ее коррекции и преодоления, и предметом данного исследования являются особенности репрезентации недостаточности в современном мире. Одним из побочных эффектов глобализации стал кризис идентичности. В глобальной реальности нарастание экзистенциальной тревоги связано с изменением структур личности и идентичности в подвижной и неопределенной по сравнению с традиционным и даже индустриальным обществом социальной реальности. Сегодня, как отмечал С.С. Хоружий, возрастает роль размыкания человека в виртуальную топику бытия и множатся виды бытия онтического. В качестве попытки преодоления недостаточности человека образуются два постсекулярных вектора виртуализации: уход в редуцированное виртуальное бытие и традиционализм, в основе которого находится потребность человека вернуться «домой», к общественным структурам прошлого, надежно дающим ощущение покоя, уверенности в завтрашнем дне и укорененности. Данная иллюзия эксплуатируется традиционалистами для построения идеологии, создающей неразрывное ценностное единство религии и ее национального проявления. С помощью концепции онтологической недостаточности и на основе полевых исследований традиционализм представлен в статье как способ виртуализации реальности на основе манипулятивной подмены онтологического онтическим. Для традиционализма сама традиция является ценностью, между тем по своему определению и сущности традиция представляет собой социальный конструкт, с помощью которого ценности передаются из поколения в поколение. Автор характеризует традиционализм как радикальный способ культуры возвращать социальные связи прошлого, которые легитимируются с помощью искусственного придания им сакрального и в целом духовного смысла. Тем не менее, эти структуры не могут быть конституирующими для современного общества, их возврат не имеет отношения к духовности и преодолению недостаточности и происходит полностью в онтической топике, прерывая связь человека с онтологической реальностью.
Ключевые слова: онтологическая недостаточность, традиция, традиционализм, духовная практика, религия.