DOI: 10.32691/2410-0935-2024-19-76-90
ПЕТРИКОВСКАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
Кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт философии РАН, Москва, Россия.
E-mail: lenape.69 [at] mail.ru (lenape[dot]69[at]mail[dot]ru)
«Русский религиозный философ», критик «Русской идеи», «не философ», «православный богослов», «создатель нового взгляда на человека», альтернативного классической антропологии. Все эти характеристики относятся к одному и тому же мыслителю – С.С. Хоружему, который в зрелый период своего творчества неоднократно уточнял генеалогию своего философского подхода под названием синергийная антропология. В данной статье обосновывается и проверяется гипотеза о неразрывной связи мысли Хоружего с философией Серебряного века, с тем «русским опытом», который она стремилась осмыслить. Принцип предельности и принцип энергийности, положенные в основание синергийной антропологии, являются развитием интуиций русской религиозной философии и неопатристической школы православной философии. В итоге мы получили оригинальный антропологический дискурс, который его автор предпочитал называть «наукой». Цель статьи – прояснить особенности и потенциал антропологии Хоружего, прояснить общефилософский смысл его синергийной антропологии. Для этого автор сосредоточился на вопросах генеалогии интереса Хоружего к предельным проявлениям человека, методологии антропологического рассмотрения религиозных традиций, роли антропологии в качестве посредника между богословием и философией, сложных отношениях синергийной антропологии с дискурсом философской антропологии.
Ключевые слова: С. Хоружий, русская религиозная философия, неопатристика, философская антропология, синергийная антропология, исихазм, человеческая энергия, онтологическая трансформация, антропологическая граница, обожение, размыкание, духовная практика, опыт.