DOI: 10.32691/2410-0935-2024-19-300-318
СМИРНОВ СЕРГЕЙ АЛЕВТИНОВИЧ
Главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН, доктор философских наук. Новосибирск. Россия.
Главный редактор гуманитарного альманаха «Человек.RU».
E-mail: smir%D0%BEff1955 [at] yandex.ru (smirоff1955[at]yandex[dot]ru)
В статье показано, что известная работа М. М. Бахтина «Проблема творчества Достоевского» (1929 года, получившая другое название «Проблемы поэтики Достоевского» во 2-м издании) является не только самостоятельным литературоведческим произведением, но фактически выступает предметным продолжением Метода присутствия М. М. Бахтина, который философ разрабатывал в своих первых незавершенных работах «Философия поступка» и «Автор и герой в эстетической деятельности». Данная работа выступает неким примером, наглядным пособием того, как работает его Метод. В ней Бахтин, анализируя модель художественного мира романа Ф. М. Достоевского, утверждает, что эта модель показывает, как работают основные принципы и положения его собственной философской концепции участного мышления и философии поступка. В этом смысле автор статьи полагает, что Бахтин не уходил из философии в филологию, не прятался во внутреннюю филологическую миграцию, он показывал то, что означает работа таких понятий, как событие, поступок, избыток видения, участное мышление, вненаходимость, трансгредиентное целое и др. Одновременно в содержании этой работы автор выделяет и сугубо религиозный контекст, допуская, что ПТД выступает своеобразным скрытым Евангелием, свидетельством явления личности Бога, но не в теологических и конфессиональных одеждах, а в категориях реального присутствия в бытии. Явленность и присутствие это дано и представлено в Голосе Автора и Героя.
Ключевые слова: «Проблемы творчества Достоевского», «Проблемы поэтики Достоевского», Достоевский, Бахтин, голос, Автор, Герой, инонаучный метод.