В четверг 3 февраля 2022, в 12:00 состоится первое заседание Научного специализированного семинара Института философии и права СО РАН.
Докладчик: Н.С. Розов, профессор, доктор философских наук.
Оппонент: О. А. Донских, профессор, доктор философских наук, PhD (Monash, Australia).
Семинар будет посвящен презентации новой книги:
Розов Н. С. Происхождение языка и сознания. Как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности. Новосибирск: Манускрипт. 2022. 355 с.
Развернута эволюционная концепция происхождения и развития языковых структур, способностей сознания, начиная с ранних этапов антропогенеза (австралопитеки и ранние Homo) вплоть до верхнего палеолита. Показано, что так называемый «языковой Рубикон» — граница между коммуникативными системами животных и членораздельной, осмысленной речью человека — был преодолен в долгом ступенчатом эволюционном процессе. Дано обоснованное (насколько это возможно) объяснение условий подъема на каждую ступень языковой сложности.
Подробная информация о книге (Оглавление, Предисловие, детальное Аналитическое содержание).
Книга также доступна в библиотеках Института истории СО РАН (ул. Николаева, 8) и НГУ.
Ссылка для подключения on-line: https://meet.google.com/xep-yrdb-ozz.
О чем пойдет речь:
- Как можно структурировать многообразие идей, концепций, исследований происхождения языка, бурно растущее в мировой науке с 1980-х гг.?
Какая парадигма (комплекс родственных концепций и подходов) наиболее перспективна и почему?
Как это связано с проблемой «языкового Рубикона» (принципиальное различие между человеческим языком и коммуникативными системами животных)? - В рамках какой из основных парадигм возможно построение концепции, объясняющей процессы преодоления «языкового Рубикона»?
- Каким требованиям эта концепция должна удовлетворять?
- Данная концепция (синтез идей, понятий, моделей Малиновского-Стинчкомба, Ламарка-Болдуина-Уилсона, Выготского-Лурии, Дюркгейма-Гофмана-Коллинза, Торндайка-Скиннера, Бойда-Ричерсона, Лаланда-Бикертона, Дональда-Дора и др.) изложена в главах 2-3 книги. Перечень ключевых понятий таков:
- Вызовы-угрозы и вызовы-возможности;
- Заботы (объективные потребности, функции, драйверы активности и изменений): базовые и надстроечные;
- Обеспечивающие структуры, в том числе «волшебные палочки» (структуры с почти безграничной гибкостью и многофункциональностью, такие как нормативность, умелая рука, орудия, нейронные ансамбли, слоги и фонемы, слова, синтаксис, ментальные модели).
- Издержки, напряжения, порождающие новые вызовы и заботы
- Развитие как побочное следствие каждодневных практик (через многоуровневый отбор)
- Интерактивный ритуал, интериоризация, положительная обратная связь, подкрепление
- Зоны ближайшего развития в эволюции
- Какой путь решения проблем сознания перспективен с позиций выбранной парадигмы и построенной синтетической концепции?
- Может ли помочь подход К. Гемпеля в исследованиях глоттогенеза и когнитивной эволюции с учетом полного отсутствия прямых данных о ранних периодах появления-развития языка и сознания?