Степанов С. А.
Информация об авторе:
Степанов Сергей Анатольевич, заместитель директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» Национального исследовательского Томского государственного университета. Томск. Россия.
E-mail: svojput [at] mail.ru (svojput[at]mail[dot]ru)
Аннотация . Обращение к анализу тьюторской практики разновозрастного класса, в котором учащиеся сами ставят цели и проектируют свое образовательное движение, связано с актуальностью перехода к массовому индивидуализированному образованию. Автор проводит феноменологический анализ, выделяя элементы образовательной формы для практик индивидуализации, антропопрактик человека-самонавигатора.
Ключевые слова : образовательная форма, самонавигация, тьюторство, педагогические онтологии, педагогика формирования, средовая педагогика, практики индивидуализации, антропоидный картоид, практики заботы о самом себе.
Библиография:
Дьяченко 1989 – Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. Москва: Педагогика, 1989.
Иванов 1994 – Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
Косова 2001 – Косова В. В. Условия образования педагогических форм во внеурочной работе общеобразовательной школы: Дис...канд. пед. наук. Томск, 2001.
Мамардашвили 1976 – Мамардашвили М. К . Обязательность формы // Вопросы образования . 1976. № 12. С. 134–136.
Мкртчян 2010 – Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск, 2010.
Прозументова 1996 – Прозументова Г. Н. Традиции и инновации в педагогической практике: особенности цели и целеобразования // Образование в Сибири. Томск, 1996. С. 99–104.
Прозументова 2005 – Прозументова Г. Н. Самостоятельная работа в ВУЗе: как быть – вот в чём вопрос // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций. Томск, 2005. С. 255–266.
Смирнов 2015 – Смирнов С. А. Форсайт человека. Опыты по неклассической философии человека. Новосибирск: Офсет, 2015.
Смирнов 1995 – Смирнов С. А. Мастерская педагога-гуманитария. Философские и педагогические очерки. Новосибирск: Офсет, 1995.
Степанов 2014 – Степанов С. А. Проблемы институционализации образовательных форм самонавигации в школе (методологический аспект) // Философия образования. 2014. № 6. С. 166–178.
Степанов 2015 – Степанов С. А. Антропология тьюторства. К вопросу о самонавигации // Человек.RU/Chelovek.RU. Гуманитарный альманах. 2015. № 10. С. 133–140.
Фуко 1999 – Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с франц. В. Наумова, под ред. И. Борисовой. Mосква: Ad Marginem, 1999.
Эльконин 1994 – Эльконин Б. Д . Введение в психологию развития. Москва: Тривола, 1994.