Вальгер О. А.
Информация об авторе:
Вальгер Олеся Алексеевна, аспирант кафедры права и философии, старший преподаватель кафедры английского языка факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета. Новосибирск. Россия.
E-mail: olesyavalger [at] gmail.com (olesyavalger[at]gmail[dot]com)
Аннотация. Статья посвящена анализу роли и места личности в освоении маркёров национальной идентичности, предлагаемых ей окружающим социальным миром в качестве доступных и понятных интерпретаций заданных культурно-исторических координат. Осваивая эти маркёры и их интерпретации, человек проходит этап накопления знания о них и внешней идентификации, а затем начинает кризисный процесс их интернализации или отторжения. Высокая степень индивидуализации этого процесса и многообразие опыта в современном мире редко позволяют предсказать исход этого освоения, в связи с чем национальное проектирование становится всё менее эффективным.
Ключевые слова: национальная идентичность, маркеры национальной идентичности, национальное проектирование, интернализация, коллективный нарратив.
Библиография:
Дубровский 2005 – Дубровский А. М . Историк и власть: Историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950-е гг.). Брянск: БрГУ, 2005.
Жигунова 2006 – Жигунова Г. В. Национальное самосознание русского народа в философии славянофильства // Вестник МГТУ. 2006. Том 9. № 1. C. 53–58.
Кайгородов 2015 – Кайгородов П. В. «Нация» как языковая игра // Человек.RU/Chelovek.RU . 2015. № 10. С. 93–98.
Смирнов 2015 – Смирнов С. А. Форсайт человека. Опыты по неклассической философии человека. Новосибирск: Офсет, 2015.
Тишков 2003 – Тишков В. А . Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. Москва: Наука, 2003.
Costigan Catherine L., Koryzma Céline M., Hua Josephine M., Chance Lauren J. 2010 – Costigan Catherine L., Koryzma Céline M., Hua Josephine M., Chance Lauren J. Ethnic identity, achievement, and psychological adjustment: Examining risk and resilience among youth from immigrant Chinese families in Canada // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2010. Vol 16 (2). P. 264–273.
Huddy L. Virtanen S. 1995 – Huddy L., Virtanen S. Subgroup differentiation and subgroup bias among Latinos as a function of familiarity and positive distinctiveness. // Journal of Personality and Social Psychology . 1995. Vol. 68 (1). P. 97–108.
Huddy L. 2001 – Huddy, L. From social to political identity: A critical examination of social identity theory // Political Psychology . 2001. Vol. 22. No 1. P. 127–156.
Kymlicka W. 2000 – Kymlicka W. Nation-building and minority rights: Comparing West and East // Journal of Ethnic and Migration Studies . 2000. Vol. 26. Issue 2. P. 183–212.
Migdal M. J., Hewstone M., Mullen B. 1998 – Migdal M. J., Hewstone M., Mullen B . The effects of crossed categorization on intergroup uations: A meta-analysis // British Journal of Social Psychology . 1998. Vol. 37. Issue 3. P. 303–324.
Rumbaut, Rubén G. 2005 – Rumbaut, Rubén G . Sites of Belonging: Acculturation, Discrimination, and Ethnic Identity Among Children of Immigrants // Discovering Successful Pathways in Children’s Development. Ed. Thomas S. Weiner. University of Chicago Press, 2005. P. 111–164.
Rong Xue Lan, Brown Frank 2001 – Rong Xue Lan, Brown Frank . The Effects of Immigrant Generation and Ethnicity on Educational Attainment among Young African and Caribbean Blacks in the United States // Harvard Educational Review . 2001. Vol. 71. No. 3. P. 536–566.
Smith A. D. 1991 – Smith, A. D . The Nation: Invented, Imagined, Reconstructed? // Millennium Journal of International Studies . Vol. 20. No. 3. P. 353–368.
Tajfel Henri 2010 – Tajfel Henri . Social Identity and Intergroup Relations // European Studies in Social Psychology. Series: Book 7. Cambridge University Press, 2010.