Аванесов С. С.
DOI: 10.32691/2410-0935-2018-13-44-65
Информация об авторе:
Аванесов Сергей Сергеевич, профессор кафедры теории, истории и философии культуры Новгородского университета им. Ярослава Мудрого, доктор философских наук, профессор, главный редактор научного журнала «ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики».
E-mail: iskiteam [at] yandex.ru (iskiteam[at]yandex[dot]ru)
Аннотация . Представленная статья открывает собой ряд исследований, посвящённых анализу пути как автобиографии. Мною принята опора на исходный тезис о том, что существование человека есть открытое, перспективное бытие. Поэтому личная жизнь должна рассматриваться не как развитие всегда наличной «человеческой сущности», но как самосозидание, как индивидуальная история, как биография, созданная собственными намерениями и усилиями. Одним из непременных контекстов такой автобиографии является пространство – и физическое, и культурное. Выстраивая свою жизнь, человек движется и в своём внутреннем мире, и в окружающей среде, оставляя в ней свой «след», свой «маршрут», свою «карту» – пространственные проекции своих личных трансформаций. При этом человек отличается способностью организовать это движение, превратить его из хаотического в осмысленное. Такая осмысленность биографической траектории задана с помощью тех ценностей, которые человек полагает в качестве своих экзистенциальных ориентиров , вынесенных им за пределы себя самого. Эти ориентиры являются опорными «навигационными» пунктами, благодаря которым человек в процессе своего личного становления способен выходить за наличные пределы собственной бытийной определённости, способен становиться иным . Таким образом, существует корреляция между географией как движением в пространстве и биографией как процессом внутреннего «роста». Названную корреляцию я рассматриваю ниже на примере сюжета эпической поэмы о Гильгамеше.
Ключевые слова : антропология, человек, биография, автобиография, личная история, путь жизни, маршрут, самосозидание, эпос, Гильгамеш.
Библиография:
Апресян 2013 – Апресян Р. Г. Нравоперемена Ахилла: Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса). Москва: Альфа-М, 2013.
Афанасьева 1973 – Литература Шумера и Вавилонии / Вступ. ст., пер. В. К. Афанасьевой // Поэзия и проза древнего Востока. Москва: Художественная литература, 1973. С. 115–165.
Афанасьева 1979 – Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду: эпические образы в искусстве. Москва: Наука, 1979. 220 с.
Афанасьева 1998 – Афанасьева В. К. Гильгамеш // Мифология: Большой энциклопедический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. Изд. 4-е. Москва:Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 154–155.
Гнедич 1990 – Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича. Изд. подг. А. И. Зайцев. Ленинград: Наука, 1990.
Гумилёв 1988 – Эпос о Гильгамеше / Пер. Н. С. Гумилёва // Дорогами тысячелетий. Кн. 2. Москва: Молодая гвардия, 1988. С. 204-237.
Дьяконов 1973 – О всё видавшем / Пер., прим. И. М. Дьяконова // Поэзия и проза древнего Востока. Москва: Художественная литература, 1973. С. 166–220.
Дьяконов 2006 – Эпос о Гильгамеше («О всё видавшем») / Пер. с аккад., комм. И. М. Дьяконова. Санкт-Петербург: Наука, 2006.
Дьяконов и др. 1983 – История древнего мира. Ранняя древность / Под ред. И. М. Дьяконова и др. Изд. 2-е. Москва: Наука, 1983.
Дюркгейм 1998 – Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Москва: Канон, 1998. С. 174-231.
Жуковский 2000 – Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского. Изд. подг. В. Н. Ярхо. Москва: Наука, 2000.
Леви-Брюль 1998 – Леви-Брюль Л. Мистический опыт и символы первобытных людей // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Москва: Канон, 1998. С. 333-358.
Левинас 2000 – Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное / Пер. с фр. Москва, Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. 416 с.
Липовецки 2001 – Липовецки Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме / Пер. с фр. В. В. Кузнецова. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2001. 332 с.
Мяло 1987 – Мяло К. Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира / Отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. Москва: Наука, 1987. С. 227–262.
Смирнов 2016 – Смирнов С. А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: Офсет-ТМ, 2016. 438 с.
Смирнов 2017 – Смирнов С. А. Образ города: от карты к картоиду // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4 (14). С. 28–48.
Тульчинский 1998 – Тульчинский Г. Л. Жуть и путь, или Опыт обыденного философствования// Фигуры танатоса: Искусство умирания. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 1998. С. 152–168.
Якобсен 1995 – Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии / Пер. с англ. С. Л. Сухарева. Москва: Восточная литература, 1995. 294 с.