Пичугина В. К., Можайский А. Ю.
DOI: 10.32691/2410-0935-2019-14-119-136
Информация об авторах:
Пичугина Виктория Константиновна, доктор педагогических наук, профессор РАО, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО. Москва. Россия.
E-mail: Pichugina_V [at] mail.ru (Pichugina_V[at]mail[dot]ru)
Можайский Андрей Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории древнего мира и средних веков Института истории и политики Московского педагогического государственного университета. Москва. Россия.
E-mail: a.mozhajsky [at] mail.ru (a[dot]mozhajsky[at]mail[dot]ru)
Аннотация. Трагедия Эсхила «Агамемнон» является оригинальной поэтической версией возвращения микенского царя Агамемнона в Аргос после десятилетнего троянского похода. Эсхил обращается к событиям, которые развернулись после того как в Аргосе увидели пламя сигнального костра, означающего, что Троя пала и, вероятно, Агамемнон скоро возвратится в Аргос вместе со своей армией. Это пламя своеобразным образом «зажигает» еще три огня, которые уже не связаны с военной коммуникацией. Это огни алтарей, которые зажигает Клитемнестра, огонь домашнего очага, к которому стремится Агамемнон, и огонь пророчеств Кассандры. Эти три огня образуют цепочку наставлений, объединившую главных героев трагедии в своеобразный «родительский треугольник», где перед каждым некогда стоял выбор между добродетелью и победой, затрагивающий их детей. Эта цепочка выстроена Эсхилом для того, чтобы показать особенности механизма научения через страдание, который используют бессмертные по отношению к смертным. Повторяя за богами, герои Эсхила угрожают друг другу такого рода научением и боятся попасть в положение ребенка, блуждающего между знанием и незнанием. Это находит отражение не только в текстовой традиции, но и в материальной культуре, в которой существуют разные изображения Агамемнона-победителя.
Ключевые слова : Эсхил, Агамемнон, троянский поход.
БИБЛИОГРАФИЯ
Amyx 1988 – Amyx D. Corinthian Vase-Painting of the Archaic Period. Vol.1-3. Catalogue. Berkeley: University of California Press, 1988.
Becker 1922 – Becker T.A. Aeschylus, Poet and Moralist. The Classical Journal . 1922. Vol. 17. No. 8. P. 422-429.
Boardman 1971 – Boardman J. Greek Gems and Finger Rings. New York: Abrams, 1971.
Boardman 2012 – Boardman J. Greek Sculpture: The Archaic Period, A Handbook. London: Thames & Hudson, 2012.
Carson 2009 – Carson A. Introduction to Agamemnon , in An ORESTEIA /translated by Anne Carson. New York: Faber and Faber, Inc., 2009.
Catenaccio 2011 – Catenaccio C. Dream as Image and Action in Aeschylus’ Oresteia. Greek, Roman and Byzantine Studies . 2011. Vol. 51. No. 2. Р. 202-231.
Ceri Stephens 1971 – Ceri Stephens J. Odysseus in Agamemnon 841-2. Mnemosyne . 1971. Vol. 24. Issue.4. Р.358-361.
Cesca O. About Information Sources in Aeschylus’ Agamemnon and Choephori. Skenè. Journal of Theatre and Drama Studies. 2017. Vol. 3. No. 1. P. 29-57.
Kovacs 1987 – Kovacs D. The Way of a God with a Maid in Aeschylus" "Agamemnon". Classical Philology . 1987. Vol. 82. No. 4. Р.326-334.
Levine 2015 – Levine D.B. Acts, Metaphors, and Powers of Feet in Aeschylus’s Oresteia. TAPA . 2015. Vol. 145. No. 2. Р.253-280.
Liddel, Scott 1996 - Liddel H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon. By H.G. Liddel and R. Scott. 9th ed., 1940, with a Revised Supplement (edited by P.G.W. Glare, with the assistance of A.A. Thompson). New York NY: Clarendon Press; Oxford Univ. Press, 1996.
Longo 1976 – Longo O. Il messaggio nel fuoco: approcci semiologici all’ Agamennone di Eschilo (vv. 280-316). Bollettino dell’Istituto di Filologia Greca dell’Università di Padova . 1976. No. 3. P. 121-158.
Longo 1982 – Longo O. Tecniche della comunicazione nella Grecia antica. Napoli: Liguori, 1981.
Medda 2013 – Medda E. Clytemnestra’s last words in Aeschylus’ Agamemnon. Quaderni Urbinati Di cultura classica. 2013. Vol. 105, No. 3. Р.79-84.
Mitchell-Boyask 2006 – Mitchell-Boyask R. The Marriage of Cassandra and the “Oresteia”: Text, Image, Performance. Transactions of the American Philological Association. 2006. Vol. 136. No. 2. P. 269–297.
Mozhajsky 2007 – Mozhajsky A. Yu. Foreign policy of Theban polis in the classical period. Candidate of Historical Sciences dissertation. Moscow, 2007. In Russian.
Nooter 2017 – Nooter S. The Mortal Voice in the Tragedies of Aeschylus. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2017.
Ober 1985 – Ober J. Fortress Attica: Defense of the Athenian Land Frontier 404-322 B.C. Leiden: E.J. Brill, 1985.
Pool 1983 – Pool E.H. Clytemnestra"s first entrance in Aeschylus" Agamemnon: Analysis of a controversy. Mnemosyne . 1983. Vol. 36. Issue.1-2. Р.71-116.
Reeve 2009 – Reeve C. D. C. Luck and Virtue in Pindar, Aeschylus, and Sophocles, in William Robert Wians (ed.). Logos and Muthos: Philosophical Essays in Greek Literature . Albany: State University of New York Press, 2009. Р. 215-232.
Можайский 2007 – Можайский А.Ю. Внешнеполитический курс Фиванского полиса в классический период: Дис. … канд. ист. наук. – М., 2007.