DOI: 10.32691/2410-0935-2020-15-180-186
Варава В. В.
Об авторе:
доктор философских наук, профессор, профессор Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ
E-mail: vladimir_varava [at] list.ru (vladimir_varava[at]list[dot]ru)
Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ «Н. Ф. Федоров. Энциклопедия с онлайн-версией». Проект № 18-011-00953А.
Аннотация. В последние десятилетия в интеллектуальной среде стала популярной идея «конца человеческой исключительности». Распространены такие концепты как «нечеловеческая жизнь», «мир-без-нас» и т. д. В статье показано, что конец человеческой исключительности имеет такие проявления в социокультурной плоскости, как гипертрофированная визуализация смерти, пандемия геронтофобии и танатофобии и появление пост-человеческих биотехнологий. В статье обосновывается, что появление «пост» свидетельствует об этическом коллапсе человека, который заключается в том, что человек устал быть самим собой. Предлагается обозначить эту экзистенциальную усталость известным понятием «taedium vitae», которое означает в самом широком смысле пресыщенность и отвращение к жизни. Высказывается идея о том, что появление и широкое распространение пост-идеологий связано именно с этой экзистенциальной усталостью. В заключении раскрываются некоторые «метафизические изъяны» пост-идеологий, порождающих нечеловеческие антропологии.
Ключевые слова: конец человеческой исключительности, нечеловеческая антропология, усталость быть человеком, экзистенциальная исчерпанность, смерть, иммортология, биотехнологии, этика.
Библиография
Такер 2017 – Такер Ю. Ужас философии: в 3 т. Т. 1. В пыли этой планеты. Пермь: Гиле Пресс, 2017.
Тригг 2017 – Тригг Д. Нечто: Феноменология ужаса. Пермь: Гиле Пресс, 2017.
Хапаева 2017 – Хапаева Д. О культе смерти, вампирах, зомби и трансгуманизме // Археология русской смерти. 2017. № 1 (Том 4). С. 7-20.
Шеффер 2010 – Шеффер Ж.-М . Конец человеческой исключительности. Москва: Новое литературное обозрение, 2010.