DOI: 10.32691/2410-0935-2021-16-133-148
Информация об авторах
Рене Фрицке
Магистерская программа «Теория и менеджмент ухода». Институт им. Эрнста Аббе университета прикладных наук. г. Йена, Германия.
E-mail: Rene.Fritzke [at] stud.eah-jena.de (Rene[dot]Fritzke[at]stud[dot]eah-jena[dot]de)
Романа Хиппе
Магистерская программа «Теория и менеджмент ухода»
Институт им. Эрнста Аббе университета прикладных наук. г. Йена, Германия
E-mail: Romana.Hippe [at] stud.eah-jena.de (Romana[dot]Hippe[at]stud[dot]eah-jena[dot]de)
Аннотация. Под кейс-менеджментом понимают метод деятельности по оказанию помощи человеку в социальной и здравоохранительных сферах. Понятие «кейс-менеджмент» служит для обозначения гуманитарно-институциональной технологии, которая позволяет предоставить человеку в критической жизненной ситуации необходимую поддержку, медицинское обслуживание, содействие и уход. В качестве персонализированной услуги индивидуализированный подход имеет широкий спектр возможностей реализации, что находит применение в области ухода, реабилитации, помощи детям и молодежи, помощи семьям и инвалидам или в сфере обеспечения больных. В центре концепта находится понятие «случай» как конструкт, выражающий весь комплекс обстоятельств нуждающегося в помощи человека. Задача кейс-менеджмента состоит в инициации организованной последовательности действий по оказанию помощи, соответствующей ситуативному контексту нуждающегося в помощи в его социальном окружении. Основополагающий критерий – кооперирующееся, выходящее за рамки отдельных специальностей и секторов транс-профессиональное сотрудничество всех действующих лиц гуманитарно-институционального направления, формирующееся как сеть по обеспечению нуждающихся. Основная интенция процесса кейс-менеджмента направлена на эффективное решение проблем нуждающихся. Основополагающим посылом для человека, нуждающегося в помощи, является восстановление и дальнейшее поддержание его автономии и суверенитета, которые выражаются в содействии и участии в формировании этих свойств, аспекте заботы о себе вплоть до развития само-менеджмента адресата помощи. Архитектура концепта кейс-менеджмента покоится на взаимозависимой двойной стратегии, элементы которой, с одной стороны, маркируют предписывающие порядок действий методы плоскости кейса, обусловленные адресатом помощи, а с другой стороны, содержат в себе стратегическое формирование процесса в организационной и системной плоскости между лицами и службами, предоставляющими услуги. Соединение обеих системных плоскостей выражается в наличии различных, обусловленных конкретным случаем, вариантов управления и шаблонных форм процессов, которые представляют собой центральные элементы методологии деятельности в плоскостях отдельного случая и системы в целом.
Ключевые слова: кейс-менеджмент, уровень кейса, уровень системы, центральные элементы и варианты управления кейс-менеджмента.
References
Antonovsky 1997 – Antonovsky A. Salutogenese – Zur Entmystifizierung der Gesundheit. [Original Edition – Unraveling the Mystery of Health – How People Manage Stress and Stay Well. 1987] Tübingen: Deutsche Gesellschaft für Verhaltenstherapie Verlag, 1997.
Dahlgaard, Stratmeyer 2014 – Dahlgaard K., Stratmeyer P. - Fallsteuerung im Krankenhaus – Effizienz durch Case Management und Prozessmanagement [Case Control in Hospitals – Efficiency through Case Management and Process Management] 1. Auflage. Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 2014.
Foucault 1985 – Foucault M. Die Geburt der Klinik – Eine Archäologie des ärztlichen Blicks. [Original Edition – The birth oft the clinic/Naissance de la Clinique. 1972] 7-9. Tsd. Auflage. Frankfurt. Berlin. Wien: Verlag Ullstein, 1985.
Kleve, Müller, Hamper-Grosser 2010 – Kleve H., Müller M., Hamper-Grosser A. Der Fall im System – die Organisation des systemischen Case Managements. [The case in the system - the organization of systemic case management.] in Brinkmann V. (Hrsg.). Case Management und Organisationsentwicklung in Gesundheit- und Sozialunternehmen. 2, aktualisierte und überarbeitete Auflage. Wiesbaden: Gabler Verlag, 2010.
Klie, Monzer 2008 – Klie T., Monzer M. Case Management in der Pflege – Die Aufgaben personen- und familienbezogener Unterstützung bei Pflegebedürftigkeit und ihre Realisierung in der Reform der Pflegeversicherung [Case management in long-term care - The tasks of person- and family-Related support in the case of need for long-term care and their realization in the reform of long-term care insurance] // Gerontologische Geriatrie, 2008 № 41 (2). P. 92 - 105. [Electronic resource] https://doi.org/10.1007/s00391-008-0534… (reference date: 28.08.2021).
Klug 2002 – Klug W. Case Management im US-amerikanischen Kontext – Anmerkungen zu Bilanz und Folgerungen für die deutsche Sozialarbeit [Case Management in the US-American context - notes on the balance and Cconclusions for german social work. in Löcherbach P., Klug W., Remmel Faßbinder, Wendt W. R. (Hrsg.). Case Management – Fall- und Systemsteuerung in Theorie und Praxis. Neuwied. Kriftel: Luchterhand Verlag, 2002.
Kollak, Schmidt 2016 – Kollak I., Schmidt S. Instrumente des Care und Case Management Prozesses [Instruments of the care and case management process]. Berlin, Heidelberg: Springer Verlag, 2016.
Monzer 2013 – Monzer M. Case Management – Grundlagen [Case management – basics]. Heidelberg: Medhochzwei Verlag, 2013.
Wendt 2018 – Wendt W. R. Case Management im Sozial- und Gesundheitsbereich – Eine Einführung [Case management in the social and health care sector - An introduction]. 7, überarbeitete und erweiterte Auflage. Freiburg im Breisgau: Lambertus Verlag, 2018.