Ковалева Т.М., Якубовская Т. В.
Информация об авторах:
Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства, директор Института тьюторства Московского педагогического государственного университета. Москва, Россия.
E-mail: tkova [at] mail.ru (tkova[at]mail[dot]ru)
Якубовская Татьяна Владимировна, руководитель проекта Лаборатория образовательных форсайт-технологий и программ НИ Томского государственного университета, заведующая Лабораторией образовательных форсайт-технологий и программ Института тьюторства Московского педагогического государственного университета, Mагистр философии. Томск. Россия.
E-mail: tatiana.yakubovskaya07 [at] gmail.com (tatiana[dot]yakubovskaya07[at]gmail[dot]com)
Аннотация. В статье проводится анализ тьюторства как современной антропопрактики, в которой реализуется принцип индивидуализации образования. Усилить глубину понимания принципа индивидуализации и его отличия от индивидуального подхода позволяет обращение к категории времени. Тематизация понятия времени в концептуальной области образования открывает перспективные направления исследований и новой образовательной практики. В рамках концепции тьюторства это позволяет различить и систематизировать соответствующие принципы и технологии тьюторской деятельности. Образовательное прошлое (вектор «настоящее – прошлое») в таком контексте рассматривается как выявленная в рефлексивном опыте и уже сложившаяся индивидуальная образовательная траектория. В свою очередь индивидуальной образовательной программой становится видение и определение версий собственного образовательного будущего (вектор «настоящее – будущее»), связанного с осознанием и реализацией человеком своих целей, намерений, замыслов. При этом такие форматы тьюторской деятельности, как образовательные события (и особо – образовательные форсайт-события) и личностно-ресурсное картирование играют системообразующую роль в антропопрактике индивидуализации.
Ключевые слова: тьюторство, антропопрактика, индивидуализация образования, культурно-историческая теория деятельности, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа, образовательные события, личностно-ресурсное картирование, форсайт-культура, мышление о будущем.
Библиография:
Выготский 1984 – Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. Москва: Педагогика, 1984.
Ковалева 2011а – Ковалева Т. М. Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредствования // XII Межд. Чтения памяти Л.С. Выготского. Мат-лы Чтений РГГУ (14-17. 11.2011). Москва: РГГУ, 2011.
Ковалева 2011б – Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. №2. С. 163–181
Ковалева 2016 – Ковалева Т. М. Тьюторство как антропопрактика // Человек.RU. Гуманитарный альманах. №11. 2016. С. 72–81
Розин 2011 – Розин В. М. Философия субъективности. Москва: АПК и ППРО, 2011.
Розин 2014 – Розин В. М. Конституирование и природа индивидуализации (Серия «Библиотека тьютора»). Москва: СФК-офис, 2014.
Смирнов 2013 – Смирнов С. А . Новые идентичности человека. Анализ и прогноз антропологических трендов // Вестник НГУЭУ. 2013. № 1. С. 216–241.
Соколов 2007 – Соколов А. В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. Т. 1. № 1. С. 8–15.
Эльконин 2016 – Эльконин Б. Д. Ситуация посреднического действия // «Человек.RU». Гуманитарный альманах. 2016. № 11. С. 40–45.
Якубовская 1997 – Стецюк (Якубовская) Т. В. Основания и источники развития сферы антропопрактики // Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. науч. Трудов по материалам 2-ой Межрегиональной научной тьюторской конференции (6-8 февраля 1997 г.) и региональных семинаров / Отв. ред. А.О.Зоткин, Т.Д.Проскуровская. Москва-Томск, 1997.
Якубовская 2005 – Якубовская Т. В. К вопросу о философско-методологических основаниях гуманитарных образовательных практик (тьюторства): реконструкция понятия проблематизация / Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. Томск: РИФ «Имидж», 2005. С. 81–104
Якубовская 2013 – Якубовская Т. В. Образовательные события в Открытом образовательном пространстве региона: концепция, практика, технологии / Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. С. 230–249.
Якубовская 2016 – Якубовская Т. В. Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников: дневник участника и программа форума-конкурса. URL: https://vk.com/doc19624402_437396062?hash=9ca8da635f11eeaf32&dl=4b015a3fb5858e157 (дата обращения 20.08.2017).