Нуркова В. В.
DOI: 10.32691/2410-0935-2019-14-56-74
Информация об авторе:
Нуркова Вероника Валерьевна , доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, руководитель лаборатории междисциплинарных исследований памяти факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник РАНХиГС. Москва. Россия.
E-mail: Nourkova [at] mail.ru (Nourkova[at]mail[dot]ru)
Аннотация. В первой части статьи подчеркивается факт преимущественного использования наиболее частотной метафоры путешествия при описании успешной жизни человека. Во второй части статьи рассматриваются характеристики события «путешествие» в представлении о жизни типичного человека. На материале анализа данных полученных от 258 респондентов при выполнении графической методики «Линия жизни типичного человека» установлено, что треть респондентов однократно включает путешествие в перечень наиболее позитивных событий. При этом путешествие наиболее вероятно около 20, 30 и 60-ти летнего возраста. Путешествие чаще атрибутируется к типичной жизни молодыми респондентами и связано с общей высокой событийной насыщенностью позитивными событиями. Выполнение методики «Линия жизни моего будущего» 206 респондентами показало более чем 40% прогноз путешествия в личном будущем при его приближении по оси времени. В фокусе третьей части статьи – практики опосредствования опыта путешествия для включения его в автобиографическую память. Специфическим орудием формирования воспоминания о путешествии является визуальный артефакт «фотографии на фоне», совмещающий лично воспринятый образ наполненной культурными смыслами достопримечательности и образ себя. Предполагается, что феномен селфи, элиминируя дистанцию между ценностью достопримечательности и путешественником, потенциально снижает экзистенциальный пафос путешествия и деструктивен относительно его исключительной роли в истории жизни.
Ключевые слова: жизненный путь, метафора путешествия, Линия жизни, автобиографическая память, образ будущего, практики фотографирования, селфи
БИБЛИОГРАФИЯ
Бородина 2019 – Бородина А. С. Личностные факторы планирования возраста заключения брака современной молодежью. Дипломная работа. МГУ им. М. В. Ломоносова
Бочавер 2010 – Бочавер А.А. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности. Дис… канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2010.
Звягинцев 2010 – Звягинцев А. Г. Нюрнбергский процесс. Без грифа «Совершенно секретно». Москва: Астрель, АСТ, 2010.
Ильин 2008 – Ильин В. И. Потребление как дискурс. Санкт-Петербург: Интерсоцис., 2008.
Логинова, Карпинский 2012 – Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. / Гродненский государственный университет им. Я. Купалы; науч. ред.: Н. А. Логинова, К. В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2012.
Нуркова 2000 – Нуркова В. В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. Москва: Издательство УРАО, 2000.
Нуркова 2001 – Нуркова В. В. Человек путешествующий. География и автобиография // Вестник исторической географии. Москва; Смоленск: Ойкумена. 2001. № 2. С. 65–87.
Нуркова 2018 – Нуркова В. В. Жизнь – инструкция по применению: результаты графической экспликации Культурного Жизненного Сценария // Международный журнал исследований культуры. 2018. Т. 30. № 1. С. 55–74.
Нуркова 2019 – Нуркова В. В. Психология фотографии: Культурно-исторический анализ. Москва: Юрайт, 2019.
Паниотова, Митрохина 2016 – Паниотова Т. С., Митрохина М. В. Феномен мобилографии как новая форма репрезентации идентичности // Знание. Понимание. Умение. – 2016. № 1. С. 146–156.
Сонтаг 2013 – Сонтаг С. О фотографии / Пер. Викт. Голышева. Москва: Ad Marginem Press, 2013.
Хейзинга 1992 – Хейзинга Й. Homo Ludens. Москва: Прогресс, 1989.
Belk, Hsiu-yen 2011 – Belk R., Hsiu-yen Y. J. Tourist photographs: signs of self // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. 2011. 5(4). P. 345–353.
Dinhopl, Gretzel 2016 – Dinhopl, A., Gretzel, U. Selfie-taking as touristic looking // Annals of Tourism Research. 2016. 57. P. 126–139.
Franklin 2003 – Franklin A. The tourist syndrome: An interview with Zygmunt Bauman // Tourist studies. 2003. 3(2). P. 205–217.
Garrod 2009 – Garrod B. Understanding the relationship between tourism destination imagery and tourist photography // Journal of Travel Research. 2009. 47(3). P. 346–358.
Gnoth 1997 – Gnoth J. Tourism motivation and expectation formation // Annals of Tourism research. 1997. 24(2). P. 283–304.
Halpern, Valenzuela, Katz 2016 – Halpern D., Valenzuela S., Katz J. E. Selfie-ists” or “Narci-selfiers”?: A cross-lagged panel analysis of selfie taking and narcissism // Personality and Individual Differences. 2016. 97. P. 98–101.
Hodalska 2015 – Hodalska M. Selfies at Horror Sites: Dark Tourism, Ghoulish Souvenirs and Digital Narcissism. In: Holocaust and the Contemporary World Conference, Krakow, 2015.
Hutnyk 2004 – Hutnyk J. Photogenic poverty: souvenirs and infantilism // Journal of Visual Culture. 2004. Vol. 3. № 1. P. 77–94.
Osborne 2000 – Osborne P.D. Traveling Light: Photography, Travel and Visual Culture. Manchester University Press, Manchester, 2000.
Pearce, Moscardo 2015 – Pearce J., Moscardo G. Social representations of tourist selfies: New challenges for sustainable tourism. In: BEST EN Think Tank XV The Environment-People Nexus in Sustainable tourism: Finding the Balance. 2015. P. 59–73.
Sorokowski et al. 2015 – Sorokowski P., Sorokowska A., Oleszkiewicz A., Frackowiak T., Huk, & Pisanski K. Selfie posting behaviors are associated with narcissism among men // Personality and Individual Differences. 2015. 85. P. 123–127.
Stewart 1993 – Stewart S. On Longing: Narratives of the Miniature, The Gigantic, The Souvenir, The Collection. Durham & London: Duke University Press, 1993.
Stylianou-Lambert 2012 – Stylianou-Lambert T. Tourists with cameras: Reproducing or Producing? // Annals of Tourism Research. 2012. 39(4). P. 1817–1838.
Uni 2014 – Uni A. Israeli teens need to stop with the Auschwitz selfies. [http://www.vocativ.com/world/israel-wor… accessed 20.09.2014].
Urry, Larsen 2011 – Urry J., Larsen J. The tourist gaze 3.0. Sage.