Лбова Е. М.
DOI: 10.32691/2410-0935-2020-15-304-310
Об авторе:
Научный сотрудник Института философии и права СО РАН. Новосибирск. Россия.
E-mail: kate.lbova [at] gmail.com (kate[dot]lbova[at]gmail[dot]com)
Аннотация. В статье через рассмотрение предпосылок формирования Болонской системы, сравниваются европейский и российский опыт реформ в сфере высшего образования. Значительное внимание уделено не только описанию сути структурных изменений, но и проекту ЕПВО, как примеру реализации глобального тренда повышения доступности высшего образования в мире. Различия между российским и европейским опытом состоят как в степени осуществления реформ, так и в характере государственного контроля за их проведением. В России принципы Болонской системы реализуются номинально за счёт внешних структурных изменений, в то время как в Европе удалось добиться повышения уровня студенческой мобильности и сделать обучение более доступным, предоставив многим университетам право автономии в решении организационных вопросов.
Ключевые слова: Болонская система, Европейское пространство высшего образования (ЕПВО), российская система высшего образования, структурные реформы.
Библиография
Абрамова 2018 – Абрамова М. А., Балганова Е. В. Качество высшего образования как детерминанта общественного развития // Философия образования. Новосибирск. 2018. № 77. Вып. 4. С. 3–12.
Агаркова 2015 – Агаркова Д. А., Фомина М. Г. Генезис системы образования в странах Совета Европы: процесс формирования болонской системы // Среднерусский вестник общественных наук. Москва. 2015. № 3. Том 10. С. 161–168.
Цигулева 2014 – Цигулева О. В. Образовательные модели высшей школы в странах Западной Европы и России в рамках Болонского процесса // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 388. С. 227–231.
Шнедельбах 2002 – Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. Москва. 2002. № 5-6 (35). С. 1–14.
Bergan 2019 – Bergan S. The European Higher Education Area: A road to the future or at way's end? // Tuning Journal for Higher Education. University of Deusto. 2019. Vol. 6. № 2. P. 23–49.
Bischof 2018 – Bischof L. Effects of the Bologna process on Quality Assurance Regimes in the Post-Soviet Space: Isomorphism and Path Dependencies in Moldova, Russia, and Kazakhstan // European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies. Springer. 2018. P. 77–93.
Huisman 2019 – Huisman J. The Bologna process in European and post-Soviet higher education: institutional legacies and policy adoptions // The European Journal of Social Science Research. 2019. 32:4. P. 1–17