3 ноября состоялся экспертный полигон «Применение цифровых образовательных платформ в образовательных практиках в школе», посвященный обсуждению практик применения и стратегий развития цифровых платформ в образовательном процессе в школе. Мероприятие прошло на базе Лицея № 130 имени М. А. Лаврентьева. В работе полигона приняли участие учителя, управленцы и разработчики. Среди экспертов-исследователей были представлены сотрудники Института философии и права СО РАН: д. филос. н. Сергей Алевтинович Смирнов, м. н. с. Алина Сергеевна Зайкова и м. н. с. Ольга Алексеевна Персидская.
Формат полигона сочетал выступления докладчиков и дискуссию с целью проведения гуманитарной экспертизы практик применения цифровых образовательных платформ, включающей в себя следующее:
- Проведение оценки гуманитарных рисков и гуманитарного потенциала практик применения цифровых образовательных платформ в школе.
- Формирование согласованного и оформленного видения и понимания гуманитарного потенциала и гуманитарных рисков применения цифровых образовательных платформ.
- Выработка рекомендаций, связанных с регулированием практик применения цифровых образовательных платформ в школе.
Докладчиками выступили: Татьяна Викторовна Лось, поделившаяся своим опытом работы с платформой «Яндекс.Учебник» на уроках в начальной школе, Алексей Борисович Осинцев, использующий платформу «Moodle» на уроках физики в средней школе, Андрей Геннадьевич Минак, разрабатывающий авторские дистанционные курсы по программированию с использованием интерактивной онлайн-доски Miro, и Дмитрий Алексеевич Шульга, показавший достоинства и ограничения новой пилотной платформы «ПРОвоспитание».
В результате работы полигона был сделан вывод о важности разумного подхода к использованию цифровых платформ. Использование отдельных образовательных продуктов как тренажёра или базы знаний способствует улучшению и облегчению образовательного процесса как для учителей, так и для учеников и родителей. Вместе с тем, использование цифровых устройств, не адаптированных под изучаемый предмет, нужды класса или образовательного учреждения в целом, не только порождает новые риски, связанные как с образованием, так и с воспитанием, но и может дискредитировать процесс цифровой трансформации в целом.
Участники отметили важность регулярного проведения гуманитарной экспертизы применения цифровых образовательных продуктов и запланировали проведение следующего образовательного полигона в 2023 году.
Полигон был проведен при поддержке гранта РНФ № 21-18-00103 «Человек и новый технологический уклад. Антропологический форсайт» (руководитель – Смирнов С. А.).