Задачи центра
Ресурсный центр ИФПР СО РАН создан в 2019 г. для реализации Стратегии развития гуманитарных и социальных наук в рамках Национального проекта «Наука».
Создание на базе Института философии и права СО РАН нового типа организации научной, образовательной, научно-технической и инновационной детальности, учитывающей «размывание дисциплинарных и отраслевых границ исследований и разработок» (п.16 б) СНТР) позволяет консолидировать усилия и наработки учёных Института по созданию условий для повышения компетентности специалистов в области философии и социокультурных исследований, анализа современных процессов научного, технологического, философского, культурного развития, просветительской подготовки учащихся и студентов, обсуждения и социокультурной экспертизы новых, актуальных социальных и технологических решений.
Целью работы Центра является поддержание внешних связей, установление научных и образовательных контактов с другими исследовательскими и учебными организациями, проведение совместных исследовательских, образовательных и просветительских проектов с заинтересованными организациями в рамках работы Центра, в долгосрочной перспективе – создание дополнительных исследовательских лабораторий.
Сотрудниками ИФПР СО РАН накоплен богатый опыт проектной, экспертной, консалтинговой и просветительской деятельности.
Наиболее важные для отражения направлений деятельности Ресурсного центра реализованные ранее сотрудниками института практические проекты:
- Масштабные конкретно-социологические исследования взаимосвязей этносоциальных и цивилизационных процессов во Внутренней Евразии (Россия, Казахстан, Монголия).
- Прогностические экспертизы по промышленному освоению территорий в Ханты-Мансийском округе, Эвенкии, Якутии, Алтае.
- Исследования и экспертиза по вопросам социокультурного развития, национальной политики и гармонизации межнационального взаимодействия Новосибирской области, Республик Алтай, Хакасия, Тыва, Саха (Якутия). В результате тесного взаимодействия с Мэрией г. Новосибирска ИФПР СО РАН стал одним из разработчиков Концепции гармонизации межнационального согласия в области.
- Разработаны предложения для: «Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области», «Стратегии развития г. Новосибирска», «Стратегии пространственного развития Сибири».
10 июня 2020 года мэр Новосибирска А. Е. Локоть утвердил «Концепцию устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества города Новосибирска на период до 2025 года», разработанную учёными ИФПР СО РАН.
- Проведены исследования стратегий развития высшего образования и аспирантуры, в том числе подготовлены монографии по проблемам подготовки научных кадров.
В теоретической и методологической области Ресурсный центр применяет способы и принципы логических техник и концептуального аппарата, используемого в современных философских дискуссиях, которые уже нашли применение в интерпретации классических философских текстов, языка современной философии, языка науки. Анализ логической структуры убеждающих аргументов, степени их ценностной нагруженности и теоретического осмысления условий, при которых такие аргументы оказываются наиболее действенными, актуальны для разных областей науки и социальной жизни и активно применяются в работе Центра. Теоретические наработки в области аргументации и коммуникативных практик используется сотрудниками Центра не только в научной деятельности, но и активно внедряются в образовательные практики. Очевидно, что подобные просветительские программы востребованы, с одной стороны, для улучшения коммуникативной практики в науке и в современном обществе в целом, а также для повышения уровня взаимодействия и взаимного понимания ученых из разных областей науки, равно как ученых и массовой аудитории.
Деятельность в сфере образования:
-
С конца 90-х гг. и по настоящее время сотрудниками ИФПР СО РАН осуществляется планомерная работа по проведению летних школ философских и этносоциологических для студентов и аспирантов, где они могут как услышать лекции ведущих специалистов в своей области, так и представить результаты своих исследовательских проектов.
-
Ежегодно проводится конференция молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований», осуществляется подготовка в аспирантуре по направлению «философия».
-
Накоплен многолетний опыт совместной работы со столичными и региональными вузами и научными центрами, опыт участия в междисциплинарных научно-образовательных проектах и грантах.
В настоящее время реализуются интеграционные междисциплинарные проекты входящие в Комплексную программу фундаментальных исследований СО РАН «Междисциплинарные интеграционные исследования» на 2018–2020 гг. в области, пограничной с социологическими и экономическими исследованиями по вопросам формирования экономико-географических, этнокультурных и историко-демографических механизмов пространственного развития Сибири, ведутся разработки в области, пограничной с математическими науками и информационными технологиями по вопросам разработки дедуктивных и информационных систем. Обсуждаются проекты, ориентированные на конвергенцию естественно-научных и социо-гуманитарных направлений (в частности, в области, где смыкаются интересы формальной философии и логики, лингвистики и информационных технологий), максимально примыкающие к вопросам разработки цифровых инструментов коммуникации, рефлексивного управления коммуникативными ситуациями, экспертизой проектов, связанных с вопросами цифровизации человеческого пространства и выявления гуманитарных рисков, сопровождающих такие проекты.
На основании имеющегося опыта и в рамках работы Центра выдвинуты и реализуются следующие предложения для Стратегии развития гуманитарных и социальных наук в рамках реализации Национального проекта «Наука»:
- Изучение влияния высоких технологий на человека, его идентичность, сознание, мышление, социализацию и адаптацию. Необходимо предусмотреть не только проведение междисциплинарных социально-гуманитарных исследований проблематики идентичности человека (в новой технологической реальности и в тесном взаимодействии с продуктами технологического развития), но и фактически формирование института гуманитарной экспертизы, посвященной оценке влияния высоких технологий на человека, философию и методологию науки, на развитие образования как социального института, культуру и общество в целом.
- Выявление роли высоких технологий в трансформации российского общества, оценка степени сохранности и развития человеческого капитала страны и регионов.
- Разработка гуманитарной составляющей в рамках таких документов, как стратегия пространственного развития страны и региона (и макрорегиона Сибирь), социально-экономического развития региона, развития образования, программ «Десятилетие детства» и др. Социально-гуманитарные, философско-методологические, психолого-педагогические проекты и разработки в рамках этих и других программ необходимы для более точного и предметного понимания ситуации гуманитарного развития территории, качества жизни людей.
- Выстраивание в целом экспертной и консалтинговой деятельности в области гуманитарного развития как институции, способствующей другим разработчикам и управленцам реализации больших научных и технологических программ. Управленческие структуры крайне нуждаются во взвешенной гуманитарно-философской экспертизе и критической оценке различных программ развития, как страны (регионов, поселений), так и бизнеса.
Проведение экспертной и консалтинговой деятельности по вопросам национального развития страны, сохранения коренных малочисленных народов Сибири и Севера, правовых основ развития страны.
Проведение экспертной и консультационной деятельности по вопросам юридической, этической и антропологической экспертизы технологических проектов, особенно в тех случаях, где они граничат с гуманитарными рисками или нуждаются в сопоставлении с классическими образцами или ценностями западной цивилизации. - Формирование института просветительства, проведение разнообразных форматов, связанных с популяризацией науки и технологической реализации результатов ее деятельности, формированием «изобретающего» мышления, просвещением и образованием жителей города и региона, подрастающего поколения (открытые дискуссии, лектории, клубы и др.). Разработка интеграционных проектов с привлечением ученых, педагогов, органов власти и работодателей.
- Формирование гуманитарной инфраструктуры (ИФПР СО РАН и шире – других гуманитарных институтов СО РАН) как сети образовательных площадок по повышению квалификации и переподготовке кадров высшей, средней школы в области гуманитарного образования (совместно с НГУ, НГПУ, ТГУ, СФУ и др., в том числе на базе действующих НОЦ).
Мы считаем, что накопленный научный потенциал позволяет нам утверждать, что общественные науки должны найти свое место в программе развития науки, поскольку они по-прежнему вносят существенный вклад в развитие человека, общества и культуры.
Институт философии и права СО РАН готов выступить инициатором и оператором данной работы, экспертной площадкой наряду с другими институтами и центрами по разработке целостной концепции развития и проведения социо-гуманитарных исследований и проектов.
Реализация на базе Института философии и права СО РАН нового типа организации научной, образовательной, научно-технической и инновационной детальности, учитывающей «размывание дисциплинарных и отраслевых границ исследований и разработок» (п.16 б) СНТР), а именно « Ресурсного центра философских, социокультурных исследований и экспертизы социальных рисковИФПР СО РАН » позволит объединить усилия ведущих ученых, педагогов, экспертного сообщества для:
– выполнения исследований в области социокультурных процессов, в том числе обусловливающих технологический прогресс страны для обеспечения «возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» (п. 20 ж) СНТР);
– организации и проведения просветительских мероприятий в сфере образования, учитывая все компоненты ее системы для обеспечения преемственности в подготовке кадров, формирования мотивации к развитию у молодежи и сохранения человеческого капитала страны;
– экспертизы и прогнозирования социокультурных, научно-технологических и иных процессов, происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем и их влияния на социально-культурные отношения в обществе.
Задачи центра:
– организация взаимодействия научного, педагогического и экспертного сообщества по разработке и реализации проектов, в том числе осуществление деятельности в сфере выработки индивидуальных образовательных траекторий подготовки специалистов, деятельность которых направлена на решение задач СНТР, а также работа в рамках региональных проектов Академгородок 2.0 и Комплексного развития СО РАН; (подготовка специалистов в НГУ и других ведущих ВУЗов РФ происходит в условиях ФГОС и СУОС; они задают общие требования реализации образовательных программ, которые требуют коррекции и спецификации для подготовки специалистов в областях не только междисциплинарных, но и mixed-disciplinary исследований, которые оказываются востребованными при решении задач, поставленных СНТР, А-2.0, Комплексным развитием СО РАН;
– создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам в области социокультурного, научно-технологического развития общества, прогнозирования и экспертизы социокультурных трансформаций и процессов, прогнозирования развития человеко-машинного взаимодействия, социально-культурного и технологического взаимодействия.
Ожидаемые прорывные результаты:
-
создание научно-образовательного центра, осуществляющего исследовательскую, образовательную и экспертную деятельность в сфере социокультурных процессов, в том числе затрагивающих технологическое развитие страны в рамках задач СНТР РФ;
-
повышение уровня конкурентноспособности и формирование компетентности посредством популяризации научно-технологических разработок, проведения летних школ для молодых исследователей, организации и проведения открытых лекций и дискуссионных площадок;
-
разработка и проведение междисциплинарных исследований с привлечением специалистов, представляющих как фундаментальную науку, так и прикладные исследования;
-
подготовка экспертных заключений, рекомендаций органам управления, разработка программных документов региональным властям.
Социальные РИСКИ и пути их разрешения
в рамках деятельности ресурсного центра
Мероприятия и проекты
2023
- Опубликован сборник трудов III Всероссийской научной конференции «ОТ ИДЕИ – К ПРАКТИКЕ: СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»
- Всероссийская научная конференция с международным участием, посвященная XXX-летию профессионального философского образования в НГУ (11-14 мая)
- Круглый стол «Философия истории: современные направления» (25 марта)
- «Религиозные традиции народов Евразии» (29 апреля)
- III Всероссийской конференции с международным участием «ОТ ИДЕИ – К ПРАКТИКЕ: СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ» (30-31 марта)
- Торжественное подведение итогов XLII городской открытой научно-практической конференции Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь» (11 февраля)
- Прием заявок на III Всероссийскую научную конференцию с международным участием «ОТ ИДЕИ – К ПРАКТИКЕ: СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ» (30-31 марта)
- Сотрудники ИФПР СО РАН приняли участие в федеральном проекте «ДНК России» (2 марта)
- «Философия, теория и практика образования: взгляд в будущее» (1 марта)
- Всероссийской конференции с международным участием «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОНТОЛОГИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ» (16-17 февраля)
- ОТ ИДЕИ – К ПРАКТИКЕ: СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ. III Всероссийская научная конференция с международным участием 30–31 марта 2023 г., г. Новосибирск
- «Соединяем пространства»: лингвистика и психоанализ о кросс-культурных исследованиях и проблемах перевода (28 января)
- Всероссийская конференция с международным участием «Философия образования: онтология и эпистемология изменений общества и образования, г. Новосибирск, 16-17 февраля 2023 г.
2022
- «Соединяем пространства» свозь призму этносоциальных процессов: итоги совместного заседания вебинара и научного семинара (24 декабря)
- Профильное образование и специализированное обучение: перспективы развития в цифровом пространстве (10 – 11 декабря)
- «Соединяем пространства»: состоялось первое рабочее заседание Всероссийского научного вебинара с международным участием по актуальным проблемам социальных и гуманитарных наук (26 ноября)
- Этносоциологи прочитали мини-лекции для школьников (24 сентября)
- Вопрос отказа от Болонской системы образования в России обсудили в прямом эфире программы «Есть мнение» на радио Вести FM (2 июня)
- Этносоциологию — школьникам. С. А. Мадюкова прочитала серию лекций для учеников Гимназии №3 в Академгородке (апрель)
- В Новосибирском Академгородке завершилась работа II Всероссийской научной конференции «ОТ ИДЕИ – К ПРАКТИКЕ: СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ» (28 – 29 марта)
2021
- О вызовах национальной системы образования (15 декабря)
- Развитие научно-образовательного потенциала в условиях трансформации образовательного пространства (11 - 12 декабря)
- Экспертный семинар-полигон «“Умные” технологии: гуманитарная экспертиза как испытание культурным наследием» (13-15 октября)
- Он-лайн семинар на тему «Научная работа с соискателями» (31 марта)
- В Новосибирском Академгородке завершилась работа I Всероссийской научной конференции «ОТ ИДЕИ – К ПРАКТИКЕ: СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ» (24 – 25 марта)
- А.М. Аблажей в передаче «Есть мнение» ВГТРК Новосибирск (17 марта)
- Поздравляем с получением гранта 20-411-543001 на проведение исследования по теме: "Влияние этнической идентичности на представления о межэтнической интеграции у юношества в городском сообществе" м.н.с. Ольгу Алексеевну Персидскую и м.н.с. Федора Сергеевича Фомкина, участников Регионального конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учеными, проводимый совместно РФФИ и правительством Новосибирской области (март)
- А.М. Аблажей на передаче «Есть мнение» ВГТРК Новосибирск (11 января)
2020
- «Гимназия – Университет – Академия»: формирование научно-образовательного потенциала (декабрь)
- Сотрудничество с Национальным университетом Узбекистана имени Мирзо Улугбека (4 декабря)
- Ресурсный центр философских, социокультурных исследований и экспертизы социальных рисков ИФПР СО РАН (август)
2019
- Новые задачи специализированного образования. Всероссийская научно-методическая конференция «Современные концепции и системы профильного обучения в российской школе» (7 – 8 декабря 2019 г.)
- Международная научно-практическая конференция «Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР» (17 – 18 октября)
- Благодарность Сибирского отделения Российской академии наук (август)