DOI: 10.32691/2410-0935-2022-17-14-70
Информация об авторе:
Смирнов Сергей Алевтинович
Ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, доктор философских наук. Новосибирск. Россия. Главный редактор гуманитарного альманаха «Человек.RU».
E-mail: smirnoff1955 [at] yandex.ru (smirоff1955[at]yandex[dot]ru)
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда о 21-18-00103, https://rscf.ru/project/21-18-00103/
Аннотация. В работе представлено рождение и развитие модели опосредствования, выступающей в качестве ядерной в культурно-исторической психологии. Автор полагает, что именно эта модель может быть использована в качестве базовой объяснительной модели, помогающей точнее и предметнее увидеть и описать те изменения, которые испытывает человек (особенно ребенок и подросток в онтогенезе) в ситуации формирования новой гибридной социально-цифровой реальности. Автор показывает то, как Л. С. Выготский понимал модель опосредствования и далее то, как она развивалась в работах его соратников и учеников. Далее показано то, как модель переживала трансформацию в работах других авторов, в том числе зарубежных последователей культурно-исторического подхода. Затем автор показывает то, как под воздействием цифровых технологий и инструментов происходят изменения с человеком и как они описываются на языке культурно-исторического подхода. На основании предложенной модели автор формулирует новое задание для исследований и разработок, в котором цифровые технологии и инструменты могут стать незаменимыми помощником для человека.
Ключевые слова: культурно-исторический подход, Л. С. Выготский, цифра, опосредствование, овладение поведением, ориентирование, артефакт, взрослый, ребенок, посредничество, акт развития, сфера опосредствования и овладения.