DOI: 10.32691/2410-0935-2024-19-48-60
АЗАРЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Доктор философских наук, профессор; профессор кафедры социальной философии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия
e-mail: sergey_azarenko [at] mail.ru (sergey_azarenko[at]mail[dot]ru)
В статье обосновывается топология возможного совершенного сообщества, которое имеет в своей сердцевине идею братства. Под Братством понимается некое содружество, единство которого основывается на общности взглядов и жизненных установок. Русский мыслитель Н. Ф. Фёдоров был первым, кто помыслил сообщество братства как совершенное сообщество, и при этом для всего человечества в целом. В современности Р. Барт и Дж. Агамбен обратились к теме сообщества братства. Тема монашества разрабатывалась нашим отечественным исследователем С. С. Хоружим. Им же была предложена конструктивная критика «постчеловеческой социальности». Разработка совершенного сообщества – актуальная тема современности. Целью статьи является разработка модели совершенного сообщества с опорой на идею монашеского братства. В работе показано, что это сообщество, порождается духовным взаимодействием и в нем индивид существует в определённом собственном ритме. Поведение братьев задается правилами, которые ими не просто исполняются, но именно проживаются и превращаются в форму жизни. Научная новизна лежит в топологической направленности исследования возможности сообщества братства как совершенного сообщества. В понимании схемы социальности мы опираемся на «восходящую онтологию» М. Деланда, которую дополняем концептами «дом» и «страна». В результате схема социальности принимает следующий вид: «индивиды – дом – институты – город – государство – страна». В качестве основных выводов подчеркивается, что братство конструируется в виде «братья – дома – практики – самоорганизующееся и самоуправляемое братство –государство – страна» и являются совершенной социальной формой сообщества. Современность в след за Р. Брандотти мы называем «постчеловеческой социальностью», в ней людям приходится сосуществовать с нечеловеческими сущими – машинами, роботами, киборгами и искусственным интеллектом. Мы полагаем, что человечество сможет конструктивно взаимодействовать с искусственным интеллектом, если радикально духовно преобразится и в результате будет способно разработать совершенное сообщество по типу монашеского братства.
Ключевые слова: социальная топология, постчеловеческая социальность, телесность, схема «индивиды – дома – институты – города – государство- страна», идиоритмия «братья – дома – практики – самоорганизующееся и самоуправляемое братство-государство – страна».