30 января 2025 года г.н.с. ИФПР СО РАН, профессор Ю.В. Попков выступил в дискуссии на очередном заседании семинара по антропологии искусства. Обсуждалась тема «Проблемы современной интерпретации культового европейского Средневекового искусства». С докладом выступил доктор искусствоведения, почетный член Российской академии художеств, профессор Липецкого государственного технического университета И.И. Орлов.
Он отметил тот факт, что в западном и отечественном искусствознании в течение всего ХХ столетия предпринимались неоднократные попытки связать творческую деятельность романо-готических мастеров с социально-экономическими условиями той эпохи. Ни одна из таких попыток не обошлась без определенной степени вульгаризации проблемы, что было обусловлено своеобразными вульгарно-социологическими упрощениями и применением метода исторического материализма. В искусстве готики пытались увидеть отражение вкусов определенных общественных сословий или даже классов, в то время как на самом деле готика представляла собой чрезвычайно сложное историческое и художественное явление. Романо-готическое искусство отвечало вкусам и художественному миропониманию различных слоев и групп общества, поскольку оно развивалось во времена, когда не существовало резкой дифференциации социальных интересов, свойственных Новому времени. Например, в готике находило отражение стремление Католической церкви к универсализму, к всеобъемлющему охвату всех слоев средневекового общества. Даже беглый обзор научно-исследовательской литературы, посвященной готическому искусству, выявляет ряд трудностей в изучении этого периода Европейской христианской культуры. Главная трудность в понимании, а следовательно и в изучении готики, на взгляд И.И. Орлова, заключается в том, что современному человеку с его современным, секулярным мышлением нелегко (а подчас просто невозможно) перенестись в духовно-интеллектуальный и эмоциональный мир средневекового европейца. Христианское и мистическое восприятие жизни, пронизывающее все в самом человеке и вокруг него и полностью определявшее мышление, чувства и поступки его, встает перед нами непреодолимым барьером. И поэтому в понимании мироощущения жизни средневековья мы сегодня отстоим еще дальше, чем деятели «Романтизма» ХIХ столетия (В. Гюго, Франсуа Рене де Шатобриан, Фридрих Шлегель, Д. Рескин и др.). Эту проблему в 1976 году в своей книге о готических соборах фиксировал Ганс Зедльмайр: «Мы должны смотреть на собор глазами средневекового человека». Казалось бы, с этим соглашаются все исследователи готического искусства, однако, тем не менее, большинство из них вовсе отбрасывает тот факт, что помимо христианства внутренний мир людей Средневековья был полон оккультно-мистических, а подчас и магических взглядов на окружающую их действительность.
Изучению этих моментов средневекового искусства было положено начало в работах Аби Варбурга, в конце 20-х гг. ХХ столетия, и затем продолжено в книге Урсулы Вейман (Weymann U. Die seusische Mystik und Wirkung auf die bildende Kunst. Berlin, 1938) рассматривающей влияние мистики на искусство позднего Средневековья и других историков искусства.
Юрий Владимирович в своем выступлении остановился на тех методологических проблемах, которые возникают при обсуждении конкретных вопросов исторического плана. Он поддержал основополагающую идею докладчика о некорректности перенесения современных представлений, зафиксированных в том числе в определенном терминологическом аппарате, на оценку прошлых этапов развития. Выступил также против вульгаризации марксистского учения, когда его связывают с однозначными утверждениями о жесткой детерминации общественного развития со стороны экономических процессов. На самом деле классики этого учения настаивали на более сложной конфигурации зависимостей и не считали экономику единственным определяющим моментом. На это особое внимание обращал Ф. Энгельс в письмах об истмате, отмечая, в частности: «Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали». В реальности не существует единственного верного методологического подхода, а требуется использование разнообразных познавательных ресурсов, если ставить задачу адекватной диагностики сложных общественных явлений.
Семинар проводится Институтом этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН совместно с факультетом искусств МГУ имени М.В. Ломоносова, Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С.Г. Строганова. Руководители семинара: Л.И. Миссонова (ИЭА РАН), В.Б. Кошаев (МГУ)