В издательстве Новосибирского государственного университета вышла в свет монография: Кант в эпоху поворотов / М. Н. Вольф и др. ; под общ. ред. М. Н. Вольф. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2025. – 430 с. (авторы: А.М. Стрельцов, О.А. Лунев-Коробский, В.В. Бровкин, В.П. Горан, О.С. Егорова, Н.С. Розов и др.).
Книга доступна в открытом доступе на портале электронных книг НГУ: https://e-lib.nsu.ru/dsweb/Get/Resource-9376/page00000.pdf/view
В книге исследуется, как философское наследие Иммануила Канта стало ключевым интеллектуальным ресурсом для главных поворотов в философии XX в.: исторического, лингвистического, спекулятивного и др. Авторы показывают, что критика Канта не только задала рамки современной рациональности, но и продолжает сохранять баланс между универсальными притязаниями разума и вызовами историзма, релятивизма и языковой обусловленности. Анализируется, как кантовская критика разума стала точкой отсчета для неокантианства, герменевтики, аналитической философии и спекулятивного реализма. Отдельное внимание уделяется диалогу Канта с философами Античности и Нового времени, рецепции его идей в русской философии. Рассматриваются синтетические априорные суждения, трансцендентальный схематизм, «коперниканский переворот» и конструктивистские интерпретации кантовской гносеологии, а также исследуется незавершенный поворот от силы к праву, проблематика прогресса и нормативных идеалов в политической философии Канта.
Адресована философам, историкам, культурологам и всем, кто интересуется судьбами европейской рациональности.
«22 апреля 2024 года весь мир отмечал 300-летие со дня рождения Иммануила Канта, и настоящая монография приурочена к этой дате как к символическому рубежу критической традиции. Современная гуманитарная мысль сознает себя через «повороты» – лингвистический, исторический, интерпретативный, спекулятивный, – и практически каждый из них так или иначе масштабируется в кантовских координатах. Книга посвящена критическому проекту в контексте радикального переосмысления современностью основ и природы философии и дает единый ответ на вопрос: как мыслить на поворотных рубежах, оставаясь в режиме критики».
