Доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН,
главный редактор журнала «Философия образования»,
председатель «Сибирской ассоциации философов образования»,
председатель Новосибирского отделения Российского философского общества, профессор ЮНЕСКО, член-корреспондент МАИПТ,
член-корреспондент Славянской академии РФ.
Образование и профессиональная деятельность
- В 1976 г. поступила в аспирантуру Института истории, филологии и философии СО АН СССР, которую закончила с защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук - 1981 г.
- С 1981 по 1986 гг. работает младшим научным сотрудником, затем с 1986 по 1990 гг. – научным сотрудником, с 1990 по 1993 гг. – старший научный сотрудник отдела философии Института истории, филологии и философии СО АН СССР.
- В 1992 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора наук на тему «Социальные и гносеологические основы научной деятельности».
- С 1993 г. Н. В. Наливайко переведена на должностях ведущего научного сотрудника Института, а с 2001 г. совместитель – директор НИИ ФО при НГПУ.
Научные интересы
Научно-исследовательская деятельность Н. В. Наливайко связана с разработкой аксиологических, когнитивных и ментальных аспектов современной философии образования, научной и образовательной деятельности. Основная тема исследования: «Философско-методологический анализ изменения роли образования в цивилизационном процессе: социальное и правовое регулирование системы образования в изменяющейся России». В рамках социальной философии (09.00.11) разрабатывает тему «Философия образования, формирование и сущность концепции» (философия образования анализируется как самостоятельное направление социальной философии, осуществляет ряд междисциплинарных исследований в сфере философии политики, социологии управления, культурологии и др.)
Основном направлением научно-исследовательской деятельности Н. В. Наливайко является анализ современной концепции образования (воспитания), а также философское осмысление современной государственной политики в области образования, проблем качества образования, вопросов безопасности образовательного пространства в условиях глобализации и информатизации и др.
Основные публикации
Проведенные Н. В. Наливайко исследования отражены автором в более 500 научных работах и учебных пособиях, опубликованных в журналах, реферируемых ВАК РФ, в том числе 15 монографий. Труды Н. Наливайко неоднократно становились победителями Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, пять книг–монографий получили Диплом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу РФ (монографии «Актуальные проблемы безопасности отечественной системы образования»; «Насилие-ненасилие в образовании» и др.). Фактически, было создано новое научное направление в аксиологической нише модернизации образования. Изданные Н. В. Наливайко монографии, учебные пособия и статьи активно используются в учебном процессе вузов.
Наиболее важные монографии Н. В. Наливайко:
Наливайко, Н.В., Панарин, В. И. – «Теоретико-методологический анализ современной образовательной политики России», Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. – 244 с. (12 п.л.).
Наливайко Н. В. «Философия образования: формирование концепции», Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2008, 272 с.;
Наливайко Н. В., Косенко Т. С. «Проблемы воспитания в современной философии образования», Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2009, 252 с.
Коллективная монография (Н. Наливайко - главный редактор и соавтор) «Качество современного отечественного образования: сущность и проблемы». Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2009, 200 с.
Наливайко Н. В., Панарин, В. И., Паршиков В. И. «Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ)». – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 15,0 а. л. (Книга признана лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 года).
Наливайко Н. В. «Социальные и аксиологические основы современного образования», Монография. Новосибирск. Издательство СО РАН , 2012 г.
Наливайко Н. В. «Диалог в образовании» // сборник «Диалог в образовании, искусстве и спорте» в Карловом университете (Прага, Чехия). Материалы опубликованы в одноименном сборнике статей - Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta. – 2011.
Наливайко Н. В. (в соавт.) «On the significance of Dialogue in the Development of Modern Education,// сборник «Диалог в образовании, искусстве и спорте» Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta. – 2012. – Р. 158–163.
Наливайко Н. В. Введение в философию образования. Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Издание второе, дополненное Изд-во НГПУ, 2012, 271 с.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Образование и новый подход к обеспечению национальной безопасности // Философия образования. – 2015. – № 3 (60). – С. 40–48;
Наливайко Н. В. (в соавт.). «Медиавоспитание. Социально-философский анализ». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 8,2 а. л.
Редакционно-издательская деятельность
Н. В. Наливайко является инициатором создания и главным редактором Всероссийского журнала «Философия образования» (входит в список ВАК), получившего к настоящему моменту 11 Золотых медалей Сибирской ярмарки. (http://www.phil-ed.ru/index.php/ru/jour-ru/redac-ru).
Сайт журнала «Философия образования»: http://www.phil-ed.ru .
Телефон/факс: 8(383) 244–16–71.
Журнал включен в "Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук". Он рекомендован экспертным советам по философии и по педагогике. Индекс в общероссийском каталоге - 82326. На страницах журнала предлагается анализ актуальных проблем развития общества и образования, обеспечения культуры и качества образования, правовой, социальной защищенности участников процесса образования и др. Важнейший принцип деятельности журнала – освещение как традиционных проблем теории и философии образования, так и вопросов экономики, политологии, психологии, педагогики, специфики современной образовательной политики.
Организует работу редакционной коллегии журнала «Философия образования», акцентируя внимание на разработке и внедрении в социальную практику идей интеграции науки и образования, развитии инновационного образования. Успешно консолидирует усилия специалистов различных наук: социальной философии и философии политики, социологии управления и культурологии, педагогики и психологии. В журнале публикуются результаты научной работы известных ученых – академиков, членов-корреспондентов РАН, РАО и РАМН, докторов философских, педагогических наук, известных политиков и др., а также статьи молодых авторов – аспирантов и соискателей. На данный момент журналом опубликованы авторы практически из всех регионов РФ, а так же ученых стран СНГ (Казахстан, Кыргызстан), США, Германии, Румынии, Польши, Чехии, Финляндии и др.
Н. Наливайко осуществляет выпуск и научное редактирование серии трудов в качестве Приложения к журналу «Философия образования» (к настоящему времени выпущено 57 томов). Организует выпуск журнала «Philosophy of Education +» на английском языке в Праге, в котором представлены статьи иностранных авторов, специалистов в области гуманитарных и общественных наук.
Основные задачи журнала и приложения:
- создание современной концепции образования;
- поиск оптимальных путей развития современного отечественного образования;
- анализ тенденций развития глобальных и региональных аспектов современного образования;
- обсуждение вопросов, связанных с реформированием образования и др.
Журнал «Философия образования» и Приложение к журналу предоставляют собой творческую «площадку» для отечественных и зарубежных авторов по вопросам онтологических и аксиологических оснований педагогического процесса, теории и практики современного образования. За период 2001–2017 гг. издано: 73 номера журнала «Философия образования»; 57 монографий; 3 учебных пособия; 38 сборников одноименной серии. Членами Редакционной коллегии журнала являются ведущие специалисты в образовательной сфере, в том числе члены РАО: академик РАО Корольков А.А., академик РАО Смолин О.Н., член-корр. РАО Жафяров А.Ж., академик Турбовской Я.С. и др.
Организационно-управленческая деятельность и развитие международных связей
Организационно-управленческая деятельность и развитие международных связей направлена на укрепление единства научно-образовательного пространства РФ и международного имиджа российской науки. В 1995 г. после удачного проведения Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия» и научной работы под эгидой ЮНЕСКО «Научно-образовательный потенциал Сибири» Н. В. Наливайко удалось создать на базе НГУ кафедру ЮНЕСКО. В 2001 году, по инициативе член-корр. РАО А. Ж. Жафярова, Н. Наливайко создает Научно-исследовательский институт философии образования НГПУ (НИИ ФО НГПУ). В 2006 году на его основе совместно с Институтом философии и права СО РАН был создан Научно-образовательный центр философии и социологии науки и образования. На базе данных научных институтов и лабораторий (НИИ ФО НГПУ и НОЦ ФСНО) в 2007 г. по инициативе Н. В. Наливайко и при ее непосредственном участии создана Сибирская Ассоциация философов образования, которой она руководит до сего дня. Создана сеть философов образования, (включает профессионалов в области философии образования: в России: Барнаул, Красноярск, Кемерово, Москва, Владивосток; за рубежом: Прага - Чехия), с Брно- Словакия, Мировую Ассоциацию философов образования).
В рамках Ассоциации проводятся всероссийские и международный научно-практические конференции, заключен и успешно реализуется трехсторонний договор о сотрудничестве в научно-исследовательской, организационной и издательской деятельности с Факультетом философии гражданского воспитания Карлова Университета (Прага), организуется совместное издание выпуска журнала «Philosophy of education +» на английском языке. Заключены также договоры о научном сотрудничестве:
- с Казахским Национальном Техническим университетом (по изучению современных тенденций развития философии образования Востока и Запада - аксиологические аспекты);
- с ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развитии РФ» (по исследованию аксиологических проблем современного образования, проблем человека в новой концепции философии образования);
- с кафедрой философии образования Московского государственного университета (тема исследования - «Трансформация институциональных форм образования») и др.
Н. В Наливайко активно сотрудничает с Международной Ассоциацией философов образования (INPE). Раз в два года ученые INPE собираются в какой-либо стране мира для изучения системы образования того или иного государства, для обсуждения самых актуальных и насущных проблем философии образования. Такие заседания с участием России уже состоялись в Испании (2004 г.), на Мальте (2006 г.), в Японии (2008г.), в Эфиопии (2010 г.), в Колумбии (2012 г.), в Италии (2014 г.). Как член ИНПЕ, Н. В. Наливайко принимает активное участие в работе данных заседаний, знакомится с образовательными системами ряда государств Европы, Азии и других регионов, разрабатывает тему «Философия образования Востока и Запада – развитие диалога». Такой диалог уже осуществляется в рамках журнала «Philosophy of Education +» на английском языке. В рамках международных мероприятий установлены тесные научные контакты с зарубежными учеными Европы, США, Латинской Америки, Азии по направлению «философия образования». Подчеркнем, что подобная работа (сотрудничество с I.N.P.Е. и персонально с иностранными учеными), сегодня имеет важное значение для обмена опытом научной работы, интеграции научных знаний и воплощения позитивных идей на ниве российской науки.
Преподавание
Решением Ученого Совета НГПУ в
Под руководством Н. В. Наливайко функционирует постоянно действующий семинар молодых ученых, на котором глубоко и конструктивно обсуждаются вопросы ценностных основ современного образования и теории воспитания подрастающего поколения. Нина Васильевна организует и проводит региональные, всероссийские и международные конференции, телемосты, вебинары, материалы которых отражаются на страницах журнала «Философия образования». Периодически проводятся всероссийские вебинары (совместно с московскими учеными – руководители академик Я. С. Турбовской) по вопросам прогнозирования развития отечественного образования.
Особое внимание Н. Наливайко уделяет работе постоянно действующего научно-методологического семинара по проблемам повышения качества образования и воспитания, обеспечения безопасности образовательного пространства, по анализу тенденций развития инновационного образования и науки в условиях современной России.
Членство в ассоциациях
- Председатель «Сибирской ассоциации философов образования».
- Председатель Новосибирского отделения Российского философского общества, профессор ЮНЕСКО, член-корреспондент МАИПТ.
- Член-корреспондент Славянской академии РФ.