23 апреля состоялось открытие Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «ОБРАЗОВАНИЕ В ХХI ВЕКЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ», организаторами которой выступили ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, ФГБУН Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Научный центр РАО ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», редакция журнала «Философия образования» и Ресурсный центр социокультурных исследований и экспертизы ИФПР СО РАН.
В ходе Конференции проходит обсуждение широкого спектра вопросов по актуальным проблемам современного образования: прогнозирование тенденций развития отечественного образования в новых глобальных и геополитических условиях, взаимодействие науки и образования в рамках инновационных процессов, развитие стратегических проектов в образовании, формирование гражданской идентичности в условиях смены ценностных приоритетов в обществе и др.
На открытии Конференции с приветственным словом выступил проректор по научной работе Новосибирского государственного педагогического университета доктор философских наук, профессор Борис Олегович Майер , отметивший, что в условиях перехода в дистанционный формат усиливается роль информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять межличностное взаимодействие. В рамках пленарного заседания с докладами выступили сотрудники Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук.
Заведующий отделом социальных и правовых исследований доктор педагогических наук, профессор Мария Алексеевна Абрамова подняла проблему сохранения национальной системы образования в условиях трансформации единого образовательного пространства. Сопоставляя цели Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с показателями PISA, определяющей уровень функциональной грамотности подростков она показала, что несмотря на очевидную пользу в проведении межстрановых исследований, в государственной программе не сформировано видение собственного понимания целей и задач развития. Таким образом, подмена качественного описания результатов обучения количественными параметрами оценки при помощи международных рейтингов не создает условий для сохранения и развития Россией своего культурного потенциала (подробно с текстом можно ознакомиться в журнале «Философия образования». 2020. №1).
Старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН, заместитель главного редактора журнала «Философия образования» кандидат философских наук, доцент Владимир Валерьевич Петров в докладе «Динамика обновления кадрового потенциала региональных научно-образовательных систем» обозначил важную проблему привлечения молодых мотивированных специалистов в сферу науки и образования. На основании данных социологических исследований он показал, что на фоне общего увеличения численности молодых специалистов, вовлекаемых в образовательную и научную деятельность, происходит устойчивое снижение количества выпускников исследовательских университетов, стремящихся продолжить свою карьеру в научно-образовательной сфере российских регионов.
|
Научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований, председатель Совета молодых ученых ИФПР СО РАН кандидат исторических наук Екатерина Михайловна Лбова продолжая тематику подготовки молодых исследовательских кадров, акцентировала внимание на неоднозначности реализации требований Болонского соглашения, отметив, что хотя российская система высшего образования в начале XXI в. и модифицируется в русле общемировых тенденций, но слепое копирование зарубежных стандартов может способствовать оттоку талантливой молодежи за пределы России.
В работе Конференции принимают участие профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, научные сотрудники исследовательских институтов, аспиранты, руководители и педагогические работники образовательных организаций общего, дополнительного, среднего, специального и высшего образования, а также специалисты органов управления образованием.
География участников Конференции охватывает значительную часть Российской Федерации от Волги (Астраханский государственный университет, г. Астрахань) до Енисея (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск), а также выходит за ее пределы в Республику Казахстан (Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, г. Алматы).
Работа Конференции проводится дистанционно в режиме «он-лайн».