В Санкт-Петербурге 2–3 ноября 2020 прошел Теоретический семинар «Пайдейя в античной культуре: воспитание, политика и философия». Работа семинара состоялась в смешанном очно-заочном формате. В работе семинара приняли участие
- д.филос.н. Е.В. Афонасин с докладом «Как философы спасали мифы?» Глава первая: софисты.
Видеозапись доклада: https://www.youtube.com/watch?v=bDSuYHB… - д.филос.н. М.Н. Вольф Незаконные наследники Демодока: софистическое обучение как преобразование универсума.
Видеозапись доклада: https://www.youtube.com/watch?v=bDSuYHB…
Оба доклада были сделаны в рамках проекта РНФ № 19-18-00128 «Античная эпистемология: элеаты, софисты, Платон в новых интерпретациях» и посвящены рассмотрению роли софистов в античном образовании.
Принятая интерпретация убеждает нас, что софисты стремились разрушить вековые устои античного полиса, не гнушаясь при этом средствами. Оба докладчика показывают, что даже если софисты и были революционерами в своем стремлении изменить полисные установки, – гражданские, политические, образовательные, – они действовали крайне уважительно в отношении к парадигмам архаической культуры. Они не только использовали их в своих образовательных практиках, но и фактически сделали их объектом более глубокого изучения, равно как и своим modus operandi, в полной мере опираясь на технику и способы поддержания моральных и нравственных устоев, принятых у архаических эпических певцов, отказавшись, разве что, от использования самой эпической поэзии, но не от ее содержательных ходов.
Тезисы и аннотации докладов опубликованы на сайте семинара https://www.plato.spbu.ru/CONFERENCES/2….