DOI: 10.32691/2410-0935-2023-18-280-323
Смирнов Сергей Алевтинович
Ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, доктор философских наук. Новосибирск. Россия. Главный редактор гуманитарного альманаха «Человек.RU».
E-mail: smirnoff1955 [at] yandex.ru (smirоff1955[at]yandex[dot]ru)
На материале методологической лаборатории мысли философа М. М. Бахтина показывается то, как совершался парадигмальный сдвиг и переход к так называемой событийной онтологии человека, или шире – к неклассической философии в целом.
В работе ставится фактически мысленный эксперимент. Он представляет собой попытку вскрыть метод, который пронизывает как всю логику исследований философа Бахтина, так и весь его поисковый путь как автора. Экспериментальность связана с тем, что философ прямо и предметно нигде не описывал свой метод, не строил методологию своих исследований, за исключением дневниковых и рукописных заметок. Автор делает вывод, что Бахтин, начиная со своих первых работ и до самого конца жизни выстраивал главный предмет своей философии – так называемый метод присутствия человека, заключавшийся в попытке описать изнутри явление человека в человеке. Сам метод был заявлен в работе, получившей название «К философии поступка», далее в работе «Автор и герой в эстетической деятельности» и далее в работе «Проблема творчества Достоевского». В первых работах Бахтин заявил метод, а в работе о Достоевском он показал то, как метод работает на конкретном материале полифонического романа.
Заявка на метод была связана одновременно с заявкой в целом на новую парадигму для гуманитарных наук, на новую парадигму мышления в целом, заключающуюся в преодолении вещного, объектного отношения к человеку, в попытке развеществления человека, что было воплощено в художественной модели романа Достоевского. Одновременно с выработкой метода так или иначе Бахтин вырабатывал и свой словарь основных понятий-метафор, таких, как поступок, не-алиби в бытии, обоснованный покой, точка зрения, точка опоры, вненаходимость, избыток видения, я и другой, автор и герой, архитектоника и др.
Ключевые слова: событие, человек, нравственная философия, вненаходимость, избыток видения, я и другой, автор и герой, поступок, вещь, личность.