DOI: 10.32691/2410-0935-2024-19-96-104
СЕРЖАНТОВ ПАВЕЛ БОРИСОВИЧ
Кандидат философских наук, доцент Сретенской духовной академии, Москва, Россия
E-mail: serzhantov.p [at] sdamp.ru (serzhantov[dot]p[at]sdamp[dot]ru)
В статье предлагается различать три этапа методологической активности; на первом этапе, в 1970-е гг., молодой доктор наук С. С. Хоружий осуществлял пробы исихастского антропологического материалы. Тогда в диалоге с философской мыслью Хайдеггера он сумел продемонстрировать мощный антропологический ресурс исихазма. Второй этап датируется, начиная с 1993 г., он ознаменовался созданием новой научной школы (синергийная антропология) и глубоким погружением в методологическую проблематику (были проанализированы внешние и внутренние условия организации исихастского опыта, его органон). Завершился второй этап в 2004 г. публикацией практически исчерпывающей библиографии по исихазму. К этому моменту С. С. Хоружий и его сотрудники представили научному сообществу целый ряд средств для решения актуальных проблем по исихастской тематике. После 2004 г. С. С. Хоружий осуществлял масштабную экспансию синергийной антропологии за пределы предметного поля, связанного конкретно с исихазмом, он изучал неисихастские духовные практики, различные феномены антропологической границы и т. д. На этом этапе время от времени религиозная философия С. С. Хоружего занималась отдельными методологическими штудиями, уточняющими взаимосоотнесение исихастского и феноменологического инструментария (анахореза-редукция, трезвение-интенциональность, мистическое созерцание-ноэзис).
Ключевые слова: методология, аскетика, исихазм, синергийная антропология, феноменологическая философия, теоретическая теология, С. С. Хоружий, М. Хайдеггер.