Аннотация проекта
Проект посвящён разработке антропологического концепта – проекта человека, соответствующего ответам на вызовы, связанные с будущим технологическим укладом. В связи с этим проект направлен на критическое осмысление перспектив положения человека в фокусе актуальных научно-технологических и антропотехнических трендов, таких как цифровизация и виртуализация, био- и нейротехнологический тренд, представление о человеке в парадигмах конструктивизма, улучшения, киборгизации и трансгуманизма. Будет сделана социогуманитарная, этическая, антропологическая оценка современных тенденций проектирования будущего технологического уклада, в котором человек исчезает не только в качестве исходной онтологической меры, но и как значимая и ориентирующая для целей социального развития ценность.
Актуальность таких задач обусловлена тем, что подавляющее число исследований и разработок, посвященных внедрению новых технологий для здоровья, занятия спортом, для бытовых нужд, образования, удовлетворения культурных потребностей и т.д. в повседневную жизнь человека, связаны либо, как правило, с сугубо технологическими проблемами, либо (их меньше) посвящены социальным последствиям развития технологий. При этом фактически отсутствуют адекватные современным вызовам (их глубине и масштабам) разработки, в которых бы звучали новые антропологические идеи, направленные на преодоление тенденции, машинизирующей человека. Если сказать коротко – в новом технологическом укладе, представленном на сегодня мегапроектами и инициативами национального и глобального уровня, таких как проекты, исследующие геном и мозг человека, проекты создания цифровых сред и двойников человека, российская национально-технологическая инициатива, – нет человека, антропологическое измерение не предусматривается или присутствует в подчиненном, редуцированном виде. В новых умных технологиях человек всякий раз присутствует в качестве приложения к технологии, отдельной умной функции, составной части, но не как самостоятельное сущее, не как личность, не как исходный субъект и цель развивающихся научных и социальных технологий, управляющий ситуацией.
Мировая и отечественная гуманитарная мысль явно отстает от инженерных разработок. Вместе с тем, увлеченные своими разработками инженеры и специалисты в сфере ИТ и биотехнологий, утверждают, что им как раз философы, психологи и антропологи и не нужны. Они сами решают, какой человек нужен в новом технологическом укладе. Более того, в большинстве своем эти разработчики считают, что грядет эра постчеловека. А нынешний человек, включая и наши представления о нем, привычная нам норма человека, норма его бытия, должны уйти в прошлое или во всяком случае – быть подвергнуты такой ревизии, где человек станет соподчиненным винтиком машинизированого социума.
Последнее связано с тем, что достижения биотехнологий и генной инженерии действительно поставили человека на онтологическую грань, за которой может появиться иное существо, гибридное, киборгообразное, некая химера, состоящая из человека, животного и умного технического устройства. Но если раньше химеры появлялись лишь в фантазиях писателей и режиссеров, то теперь биотехнологические химеры могут стать реальностью, новыми существами, вытесняющими классического человека. Этот феномен мы называем трендом ухода человека. Некоторые авторы предлагают другое имя этому существу – технолюди, что не улучшает понимание и не показывает выход, а лишь подчеркивает гибридный характер нового существа.
Данный тренд объясняется тем, что впервые сошлись, встретились три фактора: страх человек перед смертью, желание человека быть бессмертным, но при этом жить в наслаждении и удовольствии (онтологический соблазн), и достижения науки и техники XXI века.
В проекте будет показана ограниченность и ошибочность абсолютизации технологической детерминации положения человека, проникновение технологизирующей логики в социокультурную детерминацию человеческого развития, что не позволяет рассматривать социокультурный подход в качестве реальной антропологической альтернативы засилью технологического конструктивизма.
Фундаментальных научных исследований, связанных с концептами человека, крайне недостаточно, их почти нет. И тем более нет адекватных нелинейных прогнозов (антропологических, гуманитарных форсайтов) названных процессов изменений. А что есть? Есть констатация того, что формируются разного рода новые идентичности человека – «человека кликающего», человека мобильного, человека виртуального и т. д. Подобные констатации, мы полагаем, не могут нас удовлетворить.
Авторы проекта полагают, что тренду ухода человека должен быть противопоставлен концепт развития и преображения человека, восстановления нормы человека, его возрождения. В этой связи новизна данного проекта заключается в разработке концепта выше названной антропологической альтернативы. Разработка концепта будет идти по ряду связанных с другом направлений.
Направление «Концепт» . Работы по этому направлению предполагают разработку собственно антропологического концепта, проекта человека для нового технологического уклада с учетом угроз, рисков и вызовов, связанных с этим (см. выше), главный из который – соблазн, испытываемый человеком, отказаться от самого себя. Предполагается выработка на материале проекта так называемой антропологической альтернативы, отличающейся от идеологии тренда «ухода» человека. Авторы проекта ставят проблему, связанную с необходимостью выработки альтернативной антропологической стратегии: либо современные разработки нацелены лишь на улучшение и усиление слабого и смертного человека и рассматривают его фактически как инвалида, нуждающегося в разного рода «протезах», внешних по отношению к нему приспособлениях, либо необходимо современные технологии использовать для создания условий, связанных с практиками преображения и развития человека. Наш проект противопоставлен стратегии «улучшения» человека, его физических, умственных способностей, доминирующей в трансгуманизме. Это воплощается в обосновании альтернативы: вместо стратегии Disability / Enhancement предлагается стратегия Антропопрактик преображения и развития.
Направление «Гуманитарная экспертиза» . Это направление связано с тем, что собственно концептуальная работа по разработке проекта человека в будущем технологическом укладе предполагает одновременно разработку практик и процедур гуманитарной экспертизы. Последняя отличается от привычной уже этической экспертизы тем, что ГЭ не только осуществляет оценку процесса внедрения умных технологий в повседневную жизнь человека, оценку рисков и последствий, но и специальную работу по восстановлению нормы человека, восстановлению онтологического усилия быть человеком. Это значит, что ГЭ предполагает особую практику возрождения, преображения человека на разных полигонах, площадках, в разных проектах и программах – в противовес повседневной и все более массовидной порочной практике отказа человека от самого себя в пользу делающего и думающего за него устройства и постепенного превращения тем самым самого человека в мобильное приложение умного гаджета.
Институт ГЭ предполагает разработку правил, процедур, регламентов, норм, кодексов вплоть до их описания и воплощения в нормативные документы, коих фактически в мировой и отечественной практике проведения этических и гуманитарных экспертиз либо крайне мало, либо их просто нет. Зачастую экспертиза воплощается в лозунг и декларацию по принципу «не навреди!».
В этой связи речь идет об институционализации антропологической (гуманитарной) экспертизы, предполагающей формирование профессионального сообщества, носителя практик ГЭ, создание лаборатории, разработку и апробацию технологии антропологической экспертизы, ее нормативное описание в процедурах, практиках и регламентах.
ГЭ при этом должна осуществляться на разном материале, на разных площадках и полигонах. Предполагается формирование в течение проекта двух модельных полигонов, на которых будут разрабатываться и апробироваться практики развития человека с использованием умных технологий в повседневности. Далее эти практические модели будут описаны и переведены в программы и проекты с целью дальнейшего распространения в массовую социальную практику.
Полигон «Медицина». Основным фактором, толкающим на институционализацию ГЭ в медицине и здравоохранении, выступает то, что в философии и практике медицины в настоящее время фактически формируется новая, условно говоря, неклассическая парадигма, предполагающая отношение к пациенту не только как к больному с готовым диагнозом, а значит, не как к объекту лечения, заботы и ухода (что, разумеется, сохраняется, особенно в случае тяжелых болезней), но и как к субъекту, точнее, как к тому, который сам может становиться субъектом, формировать у себя субъектную позицию по отношению к собственной болезни и становиться в этой связи активным участником процесса лечения со своей уникальной функцией, которую не может заменить даже лечащий врач.
И сам феномен болезни перестает рассматриваться как сугубо медицинский факт. Он понимается уже как физический, психический, социальный и ментальный феномен – как «духовно-социо-психо-соматический». Соответственно и пациент должен рассматриваться не через призму биологических или генетических данных, но и как личность чувствующая, мыслящая и социальная.
В рамках данного полигона предполагается проведение отдельных работ, направленных на формирование института ГЭ на материале медицинских случаев, связанных с пограничными ситуациями, в которых ставится вопрос о границе нормы и патологии.
Полигон «Умный гаджет». Развитие умных технологий и их внедрение в повседневность повлияло на то, что граница в интерфейсе человек-машина стала более прозрачной, она стала сдвигаться все более в сторону умного устройства с угрозой постепенного исчезновения человека как активного субъекта и превращения его в приложение к искусственному интеллекту (далее – ИИ). Эта плавающая граница в интерфейсе человек-машина, точнее, решение вопроса о перераспределении функций и работ между человеком и умной машиной, но при сохранении субъектной роли человека, и становится предметом ГЭ в рамках этого полигона. Сама же повседневность давно показывает явно выраженный тренд, направленный на это перераспределение функций и работ.
Полигон «Школа». Сфера образования выступает одним из передовых и резонансных полигонов, на которых уже давно обкатываются разные проекты и программы, связанные с цифровизацией обучения, онлайн-обучением, и как следствие, вытеснением учителя и преподавателя из активного контакта учитель-ученик, внедрением так называемых МООС в мировых университетах, цифровых моделей управления процессом обучения, онлайн системами оценки и тестирования и т.д. В России уже заявлена так называемая концепция цифровой школы. По программе цифрового образования и приоритетному национальному проекту «Современная цифровая образовательная среда в РФ» уже намечены направления работ, связанные в том числе с разработкой и принятием правовых и нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения, фиксирующих статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ.
При всей активности и полезности опыта цифровизации обучения мы видим явно выраженную растерянность педагогов, возрастных психологов и др. специалистов. Последнее выражается в запрете гаджетов в школах, в том, что в мире и в России фактически нет сформированного предмета и института виртуальной педагогики. Педагоги боятся умных гаджетов. Точнее, они боятся учеников, вооруженных умным гаджетом. Последний не стал пока тем орудием-посредником, который можно было бы использовать как мощное орудие личностного развития ученика. Пока он воспринимается как угроза учителю, а не как помощник. В рамках данного полигона предполагается разработка и апробация серии экспертных обсуждений и слушаний в некоторых школах, связанных с проблемами и рисками онлайн обучения (актуальность этого показало дистанционное обучение во время пандемии коронавируса).
В целом все выше названые работы можно назвать антропологическим форсайтом. Научное сообщество испытывает потребность в философско-антропологическом научном обосновании нелинейных прогнозов изменений идентичности человека, происходящих под воздействием развития и внедрения умных технологий, что объясняет и необходимость организации системной работы в области прогнозирования и форсайта технологического развития, связанного с обеспечением своеобразной «экспертизы антропобезопасности», аналогичной экологической экспертизе, но применительно к гуманитарным областям.
Коллектив проекта
Смирнов Сергей Алевтинович, д. филос. н., в. н. с. ИФПР СО РАН (руководитель проекта) |
Аванесов Сергей Сергеевич, д. филос. н., профессор, зав. кафедрой теологии, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого (основной исполнитель) |
Сидорова Татьяна Александровна, к. филос. н., доцент. кафедра фундаментальной медицины, НИ НГУ, (основной исполнитель) |
Пестунов Андрей Игоревич, к. ф.-м. н., доцент, зав. кафедрой информационных технологий, НГУЭУ, (основной исполнитель) |
Горбачева Анна Геннадьевна, к. филос. н., доцент, НГУЭУ (молодой исполнитель) |
Кайгородов Павел Викторович, к. филос. н., ст. преп., НГУЭУ (молодой исполнитель) |
Синюкова Наталья Алексеевна, м. н. с. ИФПР СО РАН, (молодой исполнитель) |
Спешилова Елизавета Ивановна, науч. сотр. НОЦ «Гуманитарная урбанистика» Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого, (молодой исполнитель) |
Шульга Дмитрий Алексеевич, завуч по воспитательной работе лицея № 130 имени М.А.Лаврентьева (молодой исполнитель) |
Зайкова Алина Сергеевна, младший научный сотрудник Института философии и права СО РАН (молодой исполнитель) |
Персидская Ольга Алексеевна, младший научный сотрудник Института философии и права СО РАН (молодой исполнитель) |
Библиотека проекта (статьи, книги, публикации из разных источников)
- ETHICALLY Aligned Design
- Рекомендации ВОЗ. Ethics and governance of artificial intelligence for health
- Информационно-аналитическая справка по стандартам, принятым в России в области искусственного интеллекта
- Дагген С. Искусственный интеллект в образовании (Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании)
- ANNEXES to the Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council «LAYING DOWN HARMONISED RULES ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE (ARTIFICIAL INTELLIGENCE ACT) AND AMENDING CERTAIN UNION LEGISLATIVE ACTS»
- Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL «LAYING DOWN HARMONISED RULES ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE (ARTIFICIAL INTELLIGENCE ACT) AND AMENDING CERTAIN UNION LEGISLATIVE ACTS»
- Указ Президента Российской Федерации «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»
- НТП в условиях постпандемии. Доклад ВШЭ
- Этика и «цифра»: от проблем к решениям. М.: РАНХиГС, 2021
- ЮНЕСКО. PRELIMINARY STUDY ON THE ETHICS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE
Публикации членов коллектива
- Смирнов С.А. Соблазн не быть или онтологические корни технологического аутсорсинга
- Смирнов С.А. Виртуальная реальность как превращенная форма
- Горбачева А.Г., Пестунов А.И. О проведении гуманитарной экспертизы цифровых технологий в форме поискового полигона (методический аспект)
- Зайкова А.С. Цифровое детство – новый разрыв между родителями и детьми?
- Кайгородов П.В. Пилотная модель оценки проектов в рамках гуманитарной экспертизы
- Персидская О.А. Феномен цифровой личности: в поиске оснований концептуализции
- Сидорова Т.А. Этическое саморегулирование в сфере искусственного интеллекта: нужна ли своя клятва Гиппократа акторам AI?
- Смирнов С.А. Культурно-исторический подход: цифровой вызов и модель опосредствования
- Спешилова Е.И. Человек в цифровом измерении: к проблеме антропологии виртуальности
- Gorbacheva A.G., Pestunov A.I. On freedom and slavery when using a smart device
- Горбачева А.Г. О влиянии конвергентных технологий на формирование творческих способностей и художественного вкуса человека
- Зайкова А.С. Цифровое воспитание
- Пестунов А.И. Вопрос Тьюринга в новой редакции: может ли техническое устройство быть «умным» и что это значит?
- Сидорова Т.А. Автономия и забота в логике конкурирующих и солидарных отношений в медицине
- Сидорова Т.А. Цифровая трансформация как семантический переключатель в медицине
- Смирнов С.А. К вопросу об истоках цифрового соблазна, или почему человек предпочитает технологический аутсорсинг
- Смирнов С.А. Место человека в антропологии будущего. Концептуальный контур
- Спешилова Е.И. Человек в «умном» городе: антропологические эффекты и гуманитарные риски
- Этика виртуального мира. Круглый стол
- Аванесов С. С., Спешилова Е. И. Концептуальные координаты «цифровой» антропологии
- Горбачева А. Г., Пестунов А. И. О принципиальной возможности имитации cверхъестественных способностей посредством сквозных технологий цифровой экономики
- Сидорова Т. А. Гуманитарные проблемы цифровизации в медицине
- Синюкова Н. А., Смирнов С. А. Этическая и гуманитарная экспертиза: Концептуальное различение
- Синюкова Н. А. Человек в норме и патологии: к вопросу об экспертизе в медицине
- Синюкова Н. А., Смирнов С. А. Между этикой и технологией: метаморфозы этической экспертизы
- Смирнов С. А. Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть 1
- Смирнов С. А. Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть 2
- Смирнов С. А. Человек и цифра: история соблазна
- Сидорова Т. А. Деторождение: создание или творение?
- Смирнов С. А. Наше бесчеловечное будущее или уловка трансгуманизма
- Аванесов С. С. Технологическая угроза и риск бытия
- Человек и новый технологический уклад. Антропологический форсайт
- Горбачева А.Г., Пестунов А.И. О метафорическом понятии «умного» устройства и его применимости в философско-антропологических исследованиях
- Смирнов С.А. Л.С.Выготский и цифра. Вызов для культурно-исторической психологии.pdf
- Смирнов С.А. Гуманитарная экспертиза как метод социогуманитарной инженерии (введение в онтологию гуманитарного проектирования).pdf
- Смирнов С.А. Исчислимо ли бытие человека, или Антропология искусственного интеллекта. Методологический аспект
Мероприятия (семинары, конференции, круглые столы, в которых обсуждается проблематика проекта)
- Гуманитарная экспертиза умных технологий. Сессия 2 Полигон. 14 апреля 2022 г.
- Формирование личности в условиях цифровой трансформации. Конференция. 16 марта 2022 г.
- Гуманитарные аспекты разработки и внедрения ПМП и телемедицинской коммуникации с пациентом. Семинар. 20 апреля 2022 г.
- Экспертный семинар-полигон «“Умные” технологии: гуманитарная экспертиза как испытание культурным наследием». 13-15 октября 2021 г. Великий Новгород, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.
https://www.novsu.ru/news/93103/. - Гуманитарная экспертиза использования умных технологий. 18.06.2021 г. Точка кипения. НГТУ. Новосибирск. Круглый стол:
https://www.youtube.com/watch?v=UK4PZQt…. - Этические вопросы применения технологий и AI в сфере здравоохранения и генной инженерии. 01.07.2021 г. Точка кипения. НГТУ. Новосибирск. Круглый стол:
https://www.youtube.com/watch?v=d8UTH7f…. - Гуманитарная экспертиза практик применения ИИ в сфере образования. 08.07.2021 г. Точка кипения. НГТУ. Новосибирск. Круглый стол:
https://www.youtube.com/watch?v=KlqWuHE…. -
Этика для искусственного интеллекта. Гуманитарная экспертиза. 27 августа 2021 г. Международный форум технологического развития «Технопром-2021». 25-27 августа 2021 г. Круглый стол:
https://xn--e1anbdcdahefrkku.xn--p1ai/e…